Опубликовано: 2013.06.01
Лика По
Человеческое счастье – в контексте ограничений
В рамках IX Киевской международной книжной ярмарки 16 – 19 мая в Киеве выступили перед читателями культовые российские писатели.
Захар Прилепин – наиболее популярный русский писатель новой волны ответил на несколько вопросов для читателей. Напомним, что в Украинском Доме театр «Предел» под руководством режиссера В.Даля показал спектакль по повести Захара Прилепина «Допрос», а также в «Диване» состоялся рок-концерт группы «Элефанк», в которой пел и играл на гитаре сам харизматичный кумир российской молодёжи, Захар Прилепин.
(Лика По) – Здравствуйте, Захар! Нашим читателям будет любопытно узнать, знакомы ли Вы с литературным процессом в Украине? Я имею в виду литературу на русском языке. Кого из писателей Вы знаете?
(ЗП) –Я немного знаком с литературой и с вашими писателями, которые пишут по-русски. Проблема, на мой взгляд, и не только в украинской литературе, но и у нас, заключается в том, что писатели продолжают писать так, будто мир совсем не изменился за последние двадцать лет. Но вам больше повезло в этом отношении. У вас есть замечательный писатель Владимир Нестеренко, он сейчас, кажется, отошел от творчества и занимается другими вещами, но если бы он был в России, то он бы получил звание главного писателя России. Его книги - «Чужая», «Огненное погребение» -это качественная криминальная литература. У нас есть «Бумер» - вполне адекватный фильм, но российская история «братков», «быков» осталась за пределами литературы. Нестеренко же дал типажи, истории, характеры, то же самое, что Горький дал своими босяками. Это замечательно. Литераторы – все экстремисты в некотором роде. Им приходится писать о том, что происходит. И у вас история этих перестроечных лет нашла отражение в текстах. Литература – это пространство свободы. Если писатель не свободен, то это мудак, а не писатель.
(Лика По)-Кто ещё, кроме Нестеренко, на Ваш взгляд, заслуживает внимания?
(ЗП)- Интересно пишет Жадан, у него мускулистая проза. Современные писатели часто пишут так, что при этом есть зазор, когда проза превращается в публицистику. А Жадана можно будет читать и через 50 лет. Это один из самых любимых моих писателей.
(Лика По)- Кто из наших поэтов Вам интересен?
(ЗП) - Саша Кабанов и его журнал «Шо», а также самый сильный в Европе фестиваль «Киевские лавры», который он организовал. Я бы хотел издавать такой же журнал у нас в России. Это очень высокая планка – полиграфическая и подачи материала, что оправдывает существование интеллигенции, поэтов, писателей, литературы. И сам он единственный поэт из украинских поэтов, кого опубликовали в «Новой газете», в конце целую страницу ему посвятили. У него дар оригинального, парадоксального мышления, физиологической свободы. Люди не способны противостоять этому. Это один из самых актуальных поэтов. И то, что он делает: и журнал, и поэзия и фестиваль – это просто очень здорово! Вы должны хороводы водить вокруг него.
(Лика По)- Как изменился человек сегодня? Что Вы можете сказать об этом после того, как киевляне посмотрели спектакль по Вашей повести «Допрос»?
(ЗП) – Человек – это сумма его поступков. Люди себе много позволяют и ни за что не хотят платить. Вскармливают демонов в себе, хотят жить долго и демонов своих беречь. А я сразу с собой договорился, что мне это не нужно.
(Лика По) – А что это за чувство богооставленности, о котором Вы говорили в одном из своих интервью? Это то, что испытывают Ваши герои?
(ЗП) – Чувство богооставленности – это страшное чувство, с этим невозможно жить. В спектакле – это скорее социальный аспект, а есть ещё в личном переживании, в духовном смысле. Я имею в виду общечеловеческие ценности. Без разницы наций, принадлежности к партиям или другим группам, люди все чувствуют и переживают одинаково. Мы остались без идей, без идеалов. Победила глина. А не дух святой. И нет ничего страшнее богооставленности. Ничего не осталось. А надо за всё платить. И поэтому человек идёт в храм. Надо воспитывать в себе больше чем человека. Человеческое счастье – в контексте ограничений. Личная стратегия моя – жить человеком. Быть человеком.
(Лика По) – Но почему в Ваших книгах так трудно прорваться к свету через всю эту грязь? Я понимаю, что это отражение жизни, но всё же хотелось бы больше позитива. Как Вас читать?
(ЗП) – А кто сказал, что это должно быть легко? У Достоевского вообще убили старушку в начале романа.
Что вы хотели, это труд. Мир изменился, оставаться в стороне писатель не может. Даже после спектакля подходили женщины, говорили, что у них подобные ситуации, что это очень жизненно, что это - правда. И очень хорошо реагировали на спектакль.
(Лика По)- Что изменилось в наших людях после распада Советского Союза? Русские и украинцы – это же один советский народ. Есть ли какие-то отличия, которые Вас удивили, поразили в Киеве?
(ЗП) - Что вы – какой там советский народ! Украинцы и русские разные, я это давно знал. Они и внешне отличаются, и во многом в ментальности. У меня бабушка старенькая была, украинка, жила в селе, она даже по-русски не говорила, так что и во мне течет какой-то процент украинской крови. Уже конечно не будет так, как раньше вместе, но я думаю, что так далеко по разным концам базара не уйдут друг от друга украинцы и русские. Это было, надо было это преодолеть, дать ему вырваться, эта украинская самость и российская имперская ментальность. И вот оно прорвалось.
(Лика По)-А теперь можно развиваться дальше, раз мы это уже пережили?
(ЗП) -А кто вам сказал, что мы это уже пережили? Это процесс ещё не пройден.
(Лика По) – Как Вам Киев?
(ЗП) - Я очень люблю Киев, я уже говорил, что это один из трех моих самых любимых городов: Нижний Новгород, Киев и Париж. Киев очень красивый, особенно сейчас, мы приехали с женой и любуемся каштанами, городом, и он каждый раз ещё красивее. Я уже не первый раз здесь. У вас все замечательно, город такой, весна: люди – живите и радуйтесь! Музыка особенно мне нравится, есть группы такие колоритные, самобытные, я хотел послушать, включил в гостинице телевизор, а там ужас какой-то, попса, и таксисты слушают ужасную музыку. Вы со мной не согласны? У нас тоже так.
(Лика По)- Вы и группа «Элефанк» блестяще выступили в клубе «Диван» в рамках фестиваля «Киевские Лавры». Это хобби или пиар?
(ЗП) – Это мое увлечение с юности, я тогда носил длинные волосы, увлекался музыкой Гребенщикова, роком. Мы с друзьями собирались и играли на гитарах. Они все стали профессиональными музыкантами. Как-то мы собрались и решили вспомнить молодость и попробовать, и вот что из этого вышло.
(Лика По) -Чем Вы объясняете свою головокружительную популярность?
(ЗП)- Многие думают, что здесь что-то не так. Что я и Быков кого-то обманули. Но в литературе никого не обманешь. Я приехал из глубинки, из Нижнего Новгорода, и завоевал свои 16 премий, и никаких связей у меня нет, ничей я не любовник и не любовница, ни с кем за руку не здороваюсь, ни от кого не завишу. Я сам себе пиарщик. Я собирал своих читателей по человечку буквально, я много работал. Появляться на телевидении – это часть моей работы. Я работаю над текстом, конечно, хоть и легко пишу. Сейчас я подумал, что меня стало очень много, и я решил писать помедленнее.
(Лика По) – Над чем Вы работаете сейчас?
(ЗП) – Я пишу новый роман о Соловках, но не тех, которые мы знаем, а еще до того, в начале двадцатых годов двадцатого века. Я ездил туда, разговаривал с людьми, изучал архивы. Это очень интересно и там не все так просто.
(Лика По) – Вы много помогаете молодым писателям, это не мешает Вам?
(ЗП) – Горький создал эту модель - он сделал писателей богатыми. Он отличный парень. Зависть не даст писателю стать великим человеком. Я много сделал для молодых писателей. Я ненавижу это писательское кокетство. Если писатель смотрит на кого-то и только выискивает у него недостатки, и радуется, а я вот тут лучше, то ничего из него не выйдет. Так возникло узаконенное ханжество и лицемерие. Я был на семинаре в Липках, знаю студентов Литинститута. Там много этого. Они никого не читают, каждый думает, что он самый лучший. Что они могут написать?
(Лика По) – Вы говорили, что крестьянская страна и народ совершили такой прорыв и дали своих крупных политических деятелей, космонавтов, ученых, писателей, как же получилось, что опять произошло разделение на бедных и богатых?
(ЗП) - У Советской страны была такая задача – воспитывать интеллигенцию, создать свой народ, она ставила себе высокую планку, и создала такую армию интеллигенции, что сама уже и не рада была. Из народа, из крестьян вышла интеллигенция.
И не понятно, что с ней делать. Она и погубила его, государство. Теперь такой задачи нет, так как быдлом легче управлять. Никому не надо создавать интеллигенцию. Но люди не могут жить без авторитетов. Опять статус писателя очень высок в России. Хотя Россия – давно уже не литературно-центричная страна. Но к писателю прислушиваются, он может вывести на площадь тысячи людей. Такое невозможно себе представить ни в какой другой европейской стране. Но, с другой стороны, я уже говорил, что люди все плачут над одними и теми же вещами: «Анна Каренина» - казалось бы, частная жизнь, а вот сколько времени находит отклик у разных людей, не перестают её экранизировать в разных странах, и не устают смотреть. Есть общечеловеческие вещи. Они понятны для всех людей.
(Лика По) – Известно из Ваших выступлений, что для вас главной ценностью является семья и дети. Какие у Вас родители, какая семья, детки?
(ЗП) – Я из крестьян, я последний крестьянский писатель, из крестьянской интеллигенции. Мой отец был директором сельской школы, мать – медсестрой, оба деда – воевали. У нас дома собирались друзья моих родителей, читали, обсуждали книги, играли на музыкальных инструментах, отец был музыкантом, и немного художником, и при этом мать с отцом вели хозяйство, и отец умел делать всю мужскую работу. Я уже этого не умею. Я не могу объяснить своим детям, что такое мотыга, и, главное, зачем отец сам впрягался в плуг и вспахивал землю. Я уже это не объясню. Но у нас было много книг, я рано научился читать, и все перечитал в детстве, что попадало в руки. Сейчас это в наших деревнях уже невозможно. Уже нет ни в одном крестьянском доме ни книг, ни денег на книги. Я и сейчас продолжаю жить в деревне. И вижу своих соседей, деревенских жителей. Люди думают о том, чтоб выжить. Чтобы не вымирали деревни, нужно туда направить деньги, нужна программа государства. Нужно забрать деньги из оффшоров и направить в глубинку. Нужно время.
В деревне у меня нет ни радио, ни телевидения, ни Интернета, и я сажусь и работаю. И каждый день пишу по 1 странице текста. Моя семья – это моя жена Машенька, мы с ней вместе приехали в Киев, у нас Лиличка, девочка полутора лет. Она такая маленькая, но у неё уже совсем свои особые интонации, она так говорит «Пасиба». И я заметил, что я вчера тоже так говорил, невольно копирую её, подписывая книжку. Средняя дочка - Кира, семи лет, она красавица, умница, пловчиха. Были мы на речке весной, вода 12 градусов, ледяная, плывут байдарочники, и она такая маленькая вошла в воду и поплыла, из байдарок кричат ребята, удивляются, а ей хоть бы что! А два сына сидят на берегу, нет, говорят, холодная вода, не пойдём в воду. А сыну одному восемь, а другому – пятнадцать. Это они меня уговорили сниматься в кино.
(Лика По) – Ваши пожелания нашим читателям.
(ЗП) – А что пожелать? У вас всё хорошо, живите и радуйтесь!
Захар Прилепин – наиболее популярный русский писатель новой волны ответил на несколько вопросов для читателей. Напомним, что в Украинском Доме театр «Предел» под руководством режиссера В.Даля показал спектакль по повести Захара Прилепина «Допрос», а также в «Диване» состоялся рок-концерт группы «Элефанк», в которой пел и играл на гитаре сам харизматичный кумир российской молодёжи, Захар Прилепин.
(Лика По) – Здравствуйте, Захар! Нашим читателям будет любопытно узнать, знакомы ли Вы с литературным процессом в Украине? Я имею в виду литературу на русском языке. Кого из писателей Вы знаете?
(ЗП) –Я немного знаком с литературой и с вашими писателями, которые пишут по-русски. Проблема, на мой взгляд, и не только в украинской литературе, но и у нас, заключается в том, что писатели продолжают писать так, будто мир совсем не изменился за последние двадцать лет. Но вам больше повезло в этом отношении. У вас есть замечательный писатель Владимир Нестеренко, он сейчас, кажется, отошел от творчества и занимается другими вещами, но если бы он был в России, то он бы получил звание главного писателя России. Его книги - «Чужая», «Огненное погребение» -это качественная криминальная литература. У нас есть «Бумер» - вполне адекватный фильм, но российская история «братков», «быков» осталась за пределами литературы. Нестеренко же дал типажи, истории, характеры, то же самое, что Горький дал своими босяками. Это замечательно. Литераторы – все экстремисты в некотором роде. Им приходится писать о том, что происходит. И у вас история этих перестроечных лет нашла отражение в текстах. Литература – это пространство свободы. Если писатель не свободен, то это мудак, а не писатель.
(Лика По)-Кто ещё, кроме Нестеренко, на Ваш взгляд, заслуживает внимания?
(ЗП)- Интересно пишет Жадан, у него мускулистая проза. Современные писатели часто пишут так, что при этом есть зазор, когда проза превращается в публицистику. А Жадана можно будет читать и через 50 лет. Это один из самых любимых моих писателей.
(Лика По)- Кто из наших поэтов Вам интересен?
(ЗП) - Саша Кабанов и его журнал «Шо», а также самый сильный в Европе фестиваль «Киевские лавры», который он организовал. Я бы хотел издавать такой же журнал у нас в России. Это очень высокая планка – полиграфическая и подачи материала, что оправдывает существование интеллигенции, поэтов, писателей, литературы. И сам он единственный поэт из украинских поэтов, кого опубликовали в «Новой газете», в конце целую страницу ему посвятили. У него дар оригинального, парадоксального мышления, физиологической свободы. Люди не способны противостоять этому. Это один из самых актуальных поэтов. И то, что он делает: и журнал, и поэзия и фестиваль – это просто очень здорово! Вы должны хороводы водить вокруг него.
(Лика По)- Как изменился человек сегодня? Что Вы можете сказать об этом после того, как киевляне посмотрели спектакль по Вашей повести «Допрос»?
(ЗП) – Человек – это сумма его поступков. Люди себе много позволяют и ни за что не хотят платить. Вскармливают демонов в себе, хотят жить долго и демонов своих беречь. А я сразу с собой договорился, что мне это не нужно.
(Лика По) – А что это за чувство богооставленности, о котором Вы говорили в одном из своих интервью? Это то, что испытывают Ваши герои?
(ЗП) – Чувство богооставленности – это страшное чувство, с этим невозможно жить. В спектакле – это скорее социальный аспект, а есть ещё в личном переживании, в духовном смысле. Я имею в виду общечеловеческие ценности. Без разницы наций, принадлежности к партиям или другим группам, люди все чувствуют и переживают одинаково. Мы остались без идей, без идеалов. Победила глина. А не дух святой. И нет ничего страшнее богооставленности. Ничего не осталось. А надо за всё платить. И поэтому человек идёт в храм. Надо воспитывать в себе больше чем человека. Человеческое счастье – в контексте ограничений. Личная стратегия моя – жить человеком. Быть человеком.
(Лика По) – Но почему в Ваших книгах так трудно прорваться к свету через всю эту грязь? Я понимаю, что это отражение жизни, но всё же хотелось бы больше позитива. Как Вас читать?
(ЗП) – А кто сказал, что это должно быть легко? У Достоевского вообще убили старушку в начале романа.
Что вы хотели, это труд. Мир изменился, оставаться в стороне писатель не может. Даже после спектакля подходили женщины, говорили, что у них подобные ситуации, что это очень жизненно, что это - правда. И очень хорошо реагировали на спектакль.
(Лика По)- Что изменилось в наших людях после распада Советского Союза? Русские и украинцы – это же один советский народ. Есть ли какие-то отличия, которые Вас удивили, поразили в Киеве?
(ЗП) - Что вы – какой там советский народ! Украинцы и русские разные, я это давно знал. Они и внешне отличаются, и во многом в ментальности. У меня бабушка старенькая была, украинка, жила в селе, она даже по-русски не говорила, так что и во мне течет какой-то процент украинской крови. Уже конечно не будет так, как раньше вместе, но я думаю, что так далеко по разным концам базара не уйдут друг от друга украинцы и русские. Это было, надо было это преодолеть, дать ему вырваться, эта украинская самость и российская имперская ментальность. И вот оно прорвалось.
(Лика По)-А теперь можно развиваться дальше, раз мы это уже пережили?
(ЗП) -А кто вам сказал, что мы это уже пережили? Это процесс ещё не пройден.
(Лика По) – Как Вам Киев?
(ЗП) - Я очень люблю Киев, я уже говорил, что это один из трех моих самых любимых городов: Нижний Новгород, Киев и Париж. Киев очень красивый, особенно сейчас, мы приехали с женой и любуемся каштанами, городом, и он каждый раз ещё красивее. Я уже не первый раз здесь. У вас все замечательно, город такой, весна: люди – живите и радуйтесь! Музыка особенно мне нравится, есть группы такие колоритные, самобытные, я хотел послушать, включил в гостинице телевизор, а там ужас какой-то, попса, и таксисты слушают ужасную музыку. Вы со мной не согласны? У нас тоже так.
(Лика По)- Вы и группа «Элефанк» блестяще выступили в клубе «Диван» в рамках фестиваля «Киевские Лавры». Это хобби или пиар?
(ЗП) – Это мое увлечение с юности, я тогда носил длинные волосы, увлекался музыкой Гребенщикова, роком. Мы с друзьями собирались и играли на гитарах. Они все стали профессиональными музыкантами. Как-то мы собрались и решили вспомнить молодость и попробовать, и вот что из этого вышло.
(Лика По) -Чем Вы объясняете свою головокружительную популярность?
(ЗП)- Многие думают, что здесь что-то не так. Что я и Быков кого-то обманули. Но в литературе никого не обманешь. Я приехал из глубинки, из Нижнего Новгорода, и завоевал свои 16 премий, и никаких связей у меня нет, ничей я не любовник и не любовница, ни с кем за руку не здороваюсь, ни от кого не завишу. Я сам себе пиарщик. Я собирал своих читателей по человечку буквально, я много работал. Появляться на телевидении – это часть моей работы. Я работаю над текстом, конечно, хоть и легко пишу. Сейчас я подумал, что меня стало очень много, и я решил писать помедленнее.
(Лика По) – Над чем Вы работаете сейчас?
(ЗП) – Я пишу новый роман о Соловках, но не тех, которые мы знаем, а еще до того, в начале двадцатых годов двадцатого века. Я ездил туда, разговаривал с людьми, изучал архивы. Это очень интересно и там не все так просто.
(Лика По) – Вы много помогаете молодым писателям, это не мешает Вам?
(ЗП) – Горький создал эту модель - он сделал писателей богатыми. Он отличный парень. Зависть не даст писателю стать великим человеком. Я много сделал для молодых писателей. Я ненавижу это писательское кокетство. Если писатель смотрит на кого-то и только выискивает у него недостатки, и радуется, а я вот тут лучше, то ничего из него не выйдет. Так возникло узаконенное ханжество и лицемерие. Я был на семинаре в Липках, знаю студентов Литинститута. Там много этого. Они никого не читают, каждый думает, что он самый лучший. Что они могут написать?
(Лика По) – Вы говорили, что крестьянская страна и народ совершили такой прорыв и дали своих крупных политических деятелей, космонавтов, ученых, писателей, как же получилось, что опять произошло разделение на бедных и богатых?
(ЗП) - У Советской страны была такая задача – воспитывать интеллигенцию, создать свой народ, она ставила себе высокую планку, и создала такую армию интеллигенции, что сама уже и не рада была. Из народа, из крестьян вышла интеллигенция.
И не понятно, что с ней делать. Она и погубила его, государство. Теперь такой задачи нет, так как быдлом легче управлять. Никому не надо создавать интеллигенцию. Но люди не могут жить без авторитетов. Опять статус писателя очень высок в России. Хотя Россия – давно уже не литературно-центричная страна. Но к писателю прислушиваются, он может вывести на площадь тысячи людей. Такое невозможно себе представить ни в какой другой европейской стране. Но, с другой стороны, я уже говорил, что люди все плачут над одними и теми же вещами: «Анна Каренина» - казалось бы, частная жизнь, а вот сколько времени находит отклик у разных людей, не перестают её экранизировать в разных странах, и не устают смотреть. Есть общечеловеческие вещи. Они понятны для всех людей.
(Лика По) – Известно из Ваших выступлений, что для вас главной ценностью является семья и дети. Какие у Вас родители, какая семья, детки?
(ЗП) – Я из крестьян, я последний крестьянский писатель, из крестьянской интеллигенции. Мой отец был директором сельской школы, мать – медсестрой, оба деда – воевали. У нас дома собирались друзья моих родителей, читали, обсуждали книги, играли на музыкальных инструментах, отец был музыкантом, и немного художником, и при этом мать с отцом вели хозяйство, и отец умел делать всю мужскую работу. Я уже этого не умею. Я не могу объяснить своим детям, что такое мотыга, и, главное, зачем отец сам впрягался в плуг и вспахивал землю. Я уже это не объясню. Но у нас было много книг, я рано научился читать, и все перечитал в детстве, что попадало в руки. Сейчас это в наших деревнях уже невозможно. Уже нет ни в одном крестьянском доме ни книг, ни денег на книги. Я и сейчас продолжаю жить в деревне. И вижу своих соседей, деревенских жителей. Люди думают о том, чтоб выжить. Чтобы не вымирали деревни, нужно туда направить деньги, нужна программа государства. Нужно забрать деньги из оффшоров и направить в глубинку. Нужно время.
В деревне у меня нет ни радио, ни телевидения, ни Интернета, и я сажусь и работаю. И каждый день пишу по 1 странице текста. Моя семья – это моя жена Машенька, мы с ней вместе приехали в Киев, у нас Лиличка, девочка полутора лет. Она такая маленькая, но у неё уже совсем свои особые интонации, она так говорит «Пасиба». И я заметил, что я вчера тоже так говорил, невольно копирую её, подписывая книжку. Средняя дочка - Кира, семи лет, она красавица, умница, пловчиха. Были мы на речке весной, вода 12 градусов, ледяная, плывут байдарочники, и она такая маленькая вошла в воду и поплыла, из байдарок кричат ребята, удивляются, а ей хоть бы что! А два сына сидят на берегу, нет, говорят, холодная вода, не пойдём в воду. А сыну одному восемь, а другому – пятнадцать. Это они меня уговорили сниматься в кино.
(Лика По) – Ваши пожелания нашим читателям.
(ЗП) – А что пожелать? У вас всё хорошо, живите и радуйтесь!
В случае возникновения Вашего желания копировать эти материалы из сервера „ПОЭЗИЯ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ УКРАИНЫ” с целью разнообразных видов дальнейшего тиражирования, публикаций либо публичного озвучивания аудиофайлов просьба НЕ ЗАБЫВАТЬ согласовывать все правовые и другие вопросы с авторами материалов. Правила вежливости и корректности предполагают также ссылки на источники, из которых берутся материалы.