укр       рус
Авторiв: 415, творiв: 44608, mp3: 334  
Архівні розділи: АВТОРИ (Персоналії) |  Дати |  Україномовний текстовий архiв |  Російськомовний текстовий архів |  Золотий поетичний фонд |  Аудiоархiв АП (укр+рос) |  Золотий аудiофонд АП |  Дискографiя АП |  Книги поетiв |  Клуби АП України |  Лiтоб'єднання України |  Лiт. газета ресурсу
пошук
вхiд для авторiв       логін:
пароль:  
Про ресурс poezia.org |  Новини редколегiї ресурсу |  Загальний архiв новин |  Новим авторам |  Редколегiя, контакти |  Потрiбно |  Подяки за допомогу та співробітництво
Пізнавальні та різноманітні корисні розділи: Аналiтика жанру |  Цікаві посилання |  Конкурси (лiтпремiї) |  Фестивалi АП та поезiї |  Літературна періодика |  Книга гостей ресурсу |  Найцiкавiшi проекти |  Афіша концертів (виступів) |  Iронiчнi картинки |  Цікавинки і новини звідусіль |  Кнопки (банери) ресурсу

Роздрукувати матерiал
Опублiковано: 2013.06.01


Лика По

Человеческое счастье – в контексте ограничений


В рамках IX Киевской международной книжной ярмарки 16 – 19 мая в Киеве выступили перед читателями  культовые российские писатели.

Захар Прилепин – наиболее популярный русский писатель новой волны ответил на несколько вопросов для читателей. Напомним, что в Украинском Доме театр «Предел» под руководством режиссера В.Даля  показал спектакль по повести Захара Прилепина «Допрос», а также в «Диване» состоялся рок-концерт группы «Элефанк», в которой пел и играл на гитаре сам харизматичный кумир российской  молодёжи, Захар Прилепин.


(Лика По) – Здравствуйте, Захар! Нашим читателям будет любопытно узнать, знакомы ли Вы с литературным процессом в Украине? Я имею в виду литературу на русском языке. Кого из писателей Вы знаете?

(ЗП) –Я немного знаком с литературой и с вашими писателями, которые пишут по-русски. Проблема, на мой взгляд, и не только в украинской литературе,  но и у нас, заключается  в том, что писатели продолжают писать так, будто мир совсем не изменился за последние двадцать лет. Но вам больше повезло в этом отношении. У вас есть замечательный писатель Владимир Нестеренко, он сейчас, кажется, отошел от творчества и занимается другими вещами, но если бы он был в России, то он бы получил звание главного писателя России. Его книги  -  «Чужая», «Огненное погребение» -это качественная криминальная литература. У нас есть «Бумер» - вполне адекватный фильм, но российская история «братков», «быков» осталась за пределами литературы. Нестеренко же дал типажи, истории, характеры,  то же самое, что Горький дал своими босяками. Это замечательно. Литераторы – все экстремисты в некотором роде. Им приходится писать о том, что происходит. И у вас история этих перестроечных лет нашла отражение в текстах.  Литература – это пространство свободы. Если писатель не свободен, то это мудак, а не писатель.

(Лика По)-Кто ещё, кроме Нестеренко, на Ваш взгляд, заслуживает внимания?
(ЗП)- Интересно пишет  Жадан,  у него мускулистая проза. Современные писатели часто пишут так, что при этом  есть зазор, когда проза превращается в публицистику. А Жадана можно будет читать и через 50 лет. Это один из самых любимых моих писателей.

(Лика По)- Кто из наших поэтов Вам интересен?
(ЗП) - Саша Кабанов и его журнал «Шо», а также самый сильный в Европе фестиваль «Киевские лавры», который он организовал. Я бы хотел издавать такой же журнал у нас в России. Это очень высокая планка – полиграфическая и подачи материала, что оправдывает существование интеллигенции, поэтов, писателей, литературы. И сам он единственный поэт из украинских поэтов, кого опубликовали в «Новой газете», в конце целую страницу ему посвятили. У него дар оригинального, парадоксального мышления, физиологической свободы. Люди не способны противостоять этому. Это один из самых актуальных поэтов. И то, что он делает: и журнал, и поэзия и фестиваль – это просто очень здорово! Вы должны хороводы водить вокруг него.

(Лика По)- Как изменился человек сегодня? Что Вы можете сказать об этом после того, как киевляне посмотрели спектакль по Вашей повести «Допрос»?
(ЗП) – Человек – это сумма его поступков. Люди себе много позволяют и ни за что не хотят платить. Вскармливают демонов в себе, хотят жить долго и демонов своих беречь. А я сразу с собой договорился, что мне это не нужно.

(Лика По) – А что это за чувство богооставленности, о котором Вы говорили в одном из своих интервью? Это то, что испытывают Ваши герои?
(ЗП) – Чувство богооставленности – это страшное чувство, с этим невозможно жить. В спектакле – это скорее социальный аспект, а есть ещё в личном переживании, в духовном смысле. Я имею в виду общечеловеческие ценности. Без разницы наций, принадлежности к партиям или другим группам, люди все чувствуют и переживают одинаково. Мы остались без идей, без идеалов.  Победила глина. А не дух святой. И нет ничего страшнее богооставленности. Ничего не осталось. А надо за всё платить. И поэтому человек идёт в храм. Надо воспитывать в себе больше чем человека. Человеческое счастье – в контексте ограничений. Личная стратегия моя – жить человеком. Быть человеком.

(Лика По) – Но почему в Ваших книгах так трудно прорваться к свету через всю эту грязь? Я понимаю, что это отражение жизни, но всё же хотелось бы больше позитива. Как Вас читать?
(ЗП) – А кто сказал, что это должно быть легко? У Достоевского вообще убили старушку в начале романа.
Что вы хотели, это труд. Мир изменился, оставаться в стороне писатель не может. Даже после спектакля подходили женщины, говорили, что у них подобные ситуации, что это очень жизненно, что это  - правда. И очень хорошо реагировали на спектакль.

(Лика По)- Что изменилось в наших людях после распада Советского Союза? Русские и украинцы – это же один советский народ. Есть ли какие-то отличия, которые Вас удивили, поразили в Киеве?
(ЗП) - Что вы – какой там советский народ! Украинцы и русские разные, я это давно знал. Они и внешне отличаются, и во многом в  ментальности. У меня бабушка старенькая была, украинка, жила в селе, она даже по-русски не говорила, так что и во мне течет какой-то процент украинской крови. Уже конечно не будет так, как раньше вместе, но я думаю, что так далеко по разным концам базара не уйдут друг от друга украинцы и русские. Это было, надо было это преодолеть, дать ему вырваться, эта украинская самость и российская имперская ментальность. И вот оно прорвалось.

(Лика По)-А  теперь можно развиваться дальше, раз мы это уже пережили?
(ЗП) -А кто вам сказал,  что мы это уже пережили? Это процесс ещё не пройден.

(Лика По) – Как Вам Киев?
(ЗП) - Я очень люблю Киев, я уже говорил, что это один из трех моих самых любимых городов: Нижний Новгород, Киев и Париж. Киев очень красивый, особенно сейчас, мы приехали с женой и любуемся каштанами, городом, и он каждый раз ещё красивее.  Я уже не первый раз здесь. У вас все замечательно, город такой, весна: люди – живите и радуйтесь! Музыка особенно мне нравится, есть группы такие колоритные, самобытные, я хотел послушать, включил в гостинице телевизор, а там ужас какой-то, попса, и таксисты слушают  ужасную музыку. Вы со мной не согласны? У нас тоже так.

(Лика По)- Вы и группа «Элефанк»  блестяще выступили в клубе «Диван» в рамках фестиваля «Киевские Лавры». Это хобби или пиар?
(ЗП) – Это мое увлечение с юности, я тогда носил длинные волосы, увлекался музыкой Гребенщикова, роком. Мы с друзьями собирались и играли на гитарах. Они все стали профессиональными музыкантами. Как-то мы собрались и решили вспомнить молодость и попробовать, и вот что из этого вышло.

(Лика По) -Чем  Вы объясняете свою головокружительную популярность?
(ЗП)- Многие думают, что здесь что-то не так. Что я и Быков кого-то обманули. Но в литературе никого не обманешь. Я приехал из глубинки, из Нижнего Новгорода,  и завоевал свои 16 премий, и никаких связей у меня нет, ничей я не любовник и не любовница, ни с кем за руку не здороваюсь, ни от кого не завишу.  Я сам себе пиарщик. Я собирал своих читателей по человечку буквально,  я много работал. Появляться на телевидении – это часть моей работы. Я работаю над текстом, конечно, хоть и легко пишу. Сейчас я подумал, что меня стало очень много, и я решил писать помедленнее.

(Лика По) – Над чем Вы работаете сейчас?
(ЗП) – Я пишу новый роман о Соловках, но не тех, которые мы знаем, а еще до того, в начале двадцатых годов двадцатого века. Я ездил туда, разговаривал с людьми, изучал архивы. Это очень интересно и там не все так просто.

(Лика По) – Вы много помогаете молодым писателям, это не мешает Вам?
(ЗП) –  Горький создал эту модель - он сделал писателей богатыми. Он отличный парень. Зависть не даст писателю стать великим человеком. Я много сделал для молодых писателей. Я ненавижу это писательское кокетство. Если писатель смотрит на кого-то и только выискивает у него недостатки, и радуется, а я вот тут лучше, то ничего из него не выйдет. Так возникло узаконенное ханжество и лицемерие. Я был на семинаре в Липках, знаю студентов Литинститута. Там много этого. Они никого не читают, каждый думает, что он самый лучший. Что они могут написать?

(Лика По) – Вы говорили, что  крестьянская страна и народ совершили такой прорыв и дали своих крупных политических деятелей, космонавтов, ученых, писателей, как же получилось, что опять произошло разделение на бедных и богатых?
(ЗП) - У Советской страны была такая задача – воспитывать интеллигенцию, создать свой народ, она ставила себе высокую планку, и создала такую армию интеллигенции, что сама уже и не рада была. Из народа, из крестьян вышла интеллигенция.
И не понятно, что с ней делать. Она и погубила его, государство. Теперь такой задачи нет, так как быдлом легче управлять. Никому не надо создавать интеллигенцию. Но люди не могут жить без авторитетов. Опять статус писателя очень высок в России. Хотя Россия – давно уже не литературно-центричная страна. Но к писателю прислушиваются, он может вывести на площадь тысячи людей. Такое невозможно себе представить ни в какой другой европейской стране. Но, с другой стороны, я уже говорил, что люди все плачут над одними и теми же вещами: «Анна Каренина» - казалось бы, частная жизнь, а вот сколько времени находит отклик у разных людей, не перестают её экранизировать в разных странах, и не устают смотреть. Есть общечеловеческие вещи. Они понятны для всех людей.

(Лика По) – Известно из Ваших выступлений,  что для вас главной ценностью является семья и дети. Какие у Вас родители, какая семья, детки?
(ЗП) – Я из крестьян, я последний крестьянский писатель, из крестьянской интеллигенции. Мой отец был директором сельской школы, мать – медсестрой, оба деда – воевали. У нас дома собирались друзья моих родителей, читали, обсуждали книги, играли на музыкальных инструментах, отец был музыкантом, и немного художником,  и при этом мать с отцом вели хозяйство, и отец умел делать всю мужскую работу. Я уже этого не умею. Я не могу объяснить своим детям, что такое мотыга, и, главное,  зачем отец сам впрягался в плуг и вспахивал землю. Я уже это не объясню. Но у нас было много книг, я рано научился читать, и все перечитал в детстве, что попадало в руки. Сейчас это в наших деревнях уже невозможно. Уже нет ни в одном крестьянском доме ни книг, ни денег на книги. Я и сейчас продолжаю жить в деревне. И вижу своих соседей, деревенских жителей.  Люди думают о том, чтоб выжить. Чтобы не вымирали деревни, нужно туда направить деньги, нужна программа государства. Нужно забрать деньги из оффшоров и направить в глубинку. Нужно время.
В деревне у меня нет ни радио, ни телевидения, ни Интернета, и я сажусь и работаю. И каждый день пишу по 1 странице текста. Моя семья – это моя жена Машенька, мы с ней вместе приехали в Киев, у нас  Лиличка, девочка полутора лет. Она такая маленькая, но у неё уже совсем свои особые интонации, она так говорит «Пасиба». И я заметил, что я вчера тоже так говорил, невольно копирую её, подписывая книжку.  Средняя дочка  - Кира, семи лет, она красавица, умница, пловчиха. Были мы на речке весной, вода 12 градусов, ледяная, плывут байдарочники, и она такая маленькая вошла в воду и поплыла, из байдарок кричат ребята, удивляются, а ей хоть бы что! А два сына сидят на берегу, нет, говорят, холодная вода, не пойдём в воду. А сыну одному восемь, а другому – пятнадцать. Это они меня уговорили сниматься в кино.

(Лика По) – Ваши пожелания нашим читателям.
(ЗП) – А что пожелать? У вас всё хорошо, живите и радуйтесь!



Опублiкованi матерiали призначенi для популяризацiї жанру поезiї та авторської пiснi.
У випадку виникнення Вашого бажання копiювати цi матерiали з серверу „ПОЕЗIЯ ТА АВТОРСЬКА ПIСНЯ УКРАЇНИ” з метою рiзноманiтних видiв подальшого тиражування, публiкацiй чи публiчного озвучування аудiофайлiв прохання не забувати погоджувати всi правовi та iншi питання з авторами матерiалiв. Правила ввiчливостi та коректностi передбачають також посилання на джерело, з якого беруться матерiали.


Концепцiя Микола Кротенко Програмування Tebenko.com |  IT Martynuk.com
2003-2024 © Poezia.ORG

«Поезія та авторська пісня України» — Інтернет-ресурс для тих, хто відчуває внутрішню потребу у власному духовному вдосконаленні