Опубликовано: 2012.02.27
Лика По
Кто ты, контрастная душа?
Кто ты, контрастная душа?
Стихи Татьяны Яровицыной, отмеченные грамотой Клуба песенной поэзии им. Ю.Визбора (г. Харьков) за новаторство в социальных жанрах, отличают глубина и ирония, так свойственные этой весёлой молодой девушке, имеющей смелость заявить: « Я пишу стихи на социальные темы », как бы отгораживаясь от бурных страстей переломной эпохи постмодернизма, в которой корни оторваны от ветвей, а плод вызревает в черном квадрате, и вкусить его может лишь тот, кто ищет черную кошку в чёрной комнате, а там, как известно, её и нет. Татьяна настаивает на том, что она именно автор, а не профессиональный поэт. Но, по-моему, это решать читателю, кого называть автором, а кого - поэтом. И пока юные, подражая футуристам, рифмуют заумь своих снов и любовных переживаний, а мэтры оттачивают перо на политических и злободневных темах, эта хрупкая и светлая душой девушка пишет простые, на первый взгляд, строчки, но они-то как раз о самом важном как откровение и ответ на самые насущные запросы духа.
В стихотворении « Полосатая философия » автор заявляет:
… Стерпим всё, загрубелые на пути кочевом:
Важно то, что мы делаем и во имя чего.
Эта зрелая позиция человека бескомпромиссного подкупает читателя, которому не так-то просто остаться верным своим принципам, сто раз оплеванным, оболганным, обесцененным, в то время, как « старушка Земля » … « сколько молча …унижений сносила, а сегодня скорбя тихо сходит с ума », читаем в стихотворении « Счётчик мира включен » . Это крик души о том, что при несовершенстве человеческой природы и явном её запустении сегодня « чем больше людей, тем губительней сила, что была человеку когда-то дана». Таня скорбит вместе с планетой, чувствуя угрозу всему прекрасному на Земле и самой Земле от рук человеческих, и заставляет нас задуматься над тем, что мы всего лишь « статистика, шифр, всех нас вечность подчистит, подводя беспристрастно глобальный итог ». И она как откровение произносит: «…понимаю прекрасно, как мыслит наш Бог ».
Не ручаюсь за точность высказывания, но, по-моему, Александр Блок говорил, что поэт не должен, страшась своей человеческой немощи, бояться браться за постановку самых важных вопросов, но должен поднимать их, задумываться над ними, и только тогда он сможет подняться до уровня осознания этих вещей, если он будет ставить себе такие задачи. И Таня, несмотря на то, что « Контрасты » - это первая её книга, которая подводит итог раздумий юного автора и является плодом становления личности поэта, уже взваливает на свои хрупкие девичьи плечи всю тяжесть и боль вопросов нашего выживания на крошечной планете в огромном океане вечности. Ей присуща зоркость и острота капитана судна, затерявшегося в тумане, и скорее интуицией она улавливает путь спасения человеческой души. К ней стоит прислушаться. Её стихи глубоки, часто лишены показной бравурности и помпезности, вычурных громыхающих рифм, но удивительно легки и воздушны, как ангелы, зовущие нас к горним мирам. Ей хочется верить, к ней хочется прислушаться, её хочется слушать, потому что она так обаятельна и проникновенна, честна и открыта добрым понимающим глазам собеседника. Её лирика полна тонких психологических наблюдений, лёгкой иронии, нежности, чувства к самому простому человеческому естеству, она изучает мир и человека в нём, и спешит поделиться с нами своими богатейшими открытиями. Например, в этих коротеньких стихах:
Как много смешного и страшного
В парламенте после звонка!
Ввести бы день жалости к гражданам,
чьи души идут с молотка.
А Таня знает, что душа человека, « как ласточка ». Вот что она пишет:
Как ласточка, ютилась под кровлей у мечты
и гнёздышко слепила искусной красоты,
Душа! Ты так хотела растить птенцов своих…
Свершилось! Полетела за лакомством для них.
Нелёгкий путь удался, мечта звала на риск –
а из гнезда раздался лишь кукушонка писк.
…В глазах моих задумчивых ещё живёт душа…
И эта душа никак не примирится с тем, что её птенцов выкинули из гнезда современные нравственные муляжи, которые нам подбрасывает кукушкой время, но душа поэта «не привыкнет – хоть ранили её, она их тут же выкинет – и снова за своё! » Молодец, поэт! Если учесть, что поэт – совесть и голос эпохи, то хочется сказать автору: « Так держать! Не сдавайся!»
И конечно же хочется обратить внимание на богатый образный мир, созданный Татьяной Яровицыной, на неожиданность её метафор, на искрометный юмор, на доверчивую интонацию, приглашающую к сотворчеству – вдумчивому прочтению её текстов, из которых мы узнаём, что добро бывает условным, чужих детей не бывает, сюрреализм может быть оптимистичным, ведь « правил мира нам не превозмочь » , а жизнь полна печали и несправедливости: « В доме варенье есть, бабушки больше нет ». Но в том-то и смысл человеческой жизни, чтобы после тебя что-то хорошее оставалось людям на добрую память, как бабушкино варенье в Таниных стихах. Или хорошие стихи, которых так не хватает людям в наш материализованный век товарно-денежных и вещностных отношений. И хоть « нам жизнь не прожить без прихода плохих новостей », но автор знает, что не стоит верить всему, что говорят.
Пускай говорят: « Не осталось хороших людей…»
Пускай говорят, что добру не прижиться на свете.
Пускай говорят! Но я очень прошу вас – не верьте!
Они на распутье, и им не распутать путей…
И вот как утверждающе звучат строки:
«…Есть Люди!.. Призвание их – не оставить ни шанса беде!»
А как остроумно стихотворение « Лёгкие люди », которые « с улыбкой идут вперёд » при любых обстоятельствах. И вывод: « без лёгких так трудно жить! »
Таня тяготеет к таким приёмам, построенным на антитезе (легкие люди - трудно жить), противопоставлении, сама книга своим названием
« Контрасты » подтверждает это, игре и персонификации вещей (быт –бабник- бык) и уголков природы (любимый – Крым). Она приглашает читателя в свой загадочный и прекрасный мир, интригуя его мастерскими метафорами, эпитетами, сравнениями, где-то бурлескными фигурами, и всегда в стихах сквозит тонкая самоиронии автора, что придаёт им ещё большую достоверность и особую прелесть.
Например, стихи « Молчи, женщина, твой день – 8 марта ». В обращении к мужчине, который по традиции представляет сильный пол, она отдаёт ему эту дань: « Ты – главный! », себе же отводит такое традиционное место для женщины: « Я – скромный старатель « вторичных » житейских наук», но тут-то и «собака зарыта»… Ведь вот как знаток человеческих душ, наш автор утверждает: «Поверь! Ты зависишь от хрупкости женской и слабости в той мере, в которой зависит она от тебя!» По-моему, это замечательно!
Или в стихах «Ну, дал же бог соседа!» читаем:
Ну, дал же Бог соседа: не выставишь за дверь!
С рассвета до обеда ко мне он рвётся, зверь!
С обеда до полночи по комнатам снуёт,
(меня он любит очень), проходу не даёт!
Картина нарисована ярко, красочно, и что же в конце? Совершенно неожиданный поворот событий:
Мой вид слегка пристыжен, ведь совесть мне твердит,
Что до смерти обижен извечный бабник-быт.
Стихи Татьяны Яровицыной найдут отклик у самых разных людей, ведь в них говорится о сокровенных человеческих чувствах не назидательно, не выспренно, не фальшиво, а с житейской сметкой и мудростью, которая поражает в этом молодом авторе. Стихотворения затрагивают самые разные темы, такие близкие нашим соотечественникам. Не могу не коснуться хотя бы вскользь ещё одного текста « Мы ушли от своих истоков». Поражает ирония автора и глубокая боль, скрытая за ней.
Мой народ, украинцы, кто вы?...
…Уплетая за щеки суши
И в согласьи живя с Фэн-Шуем,
Мы, мечтая о жизни лучшей,
Дальше корни свои корчуем!
Таня пишет о себе, о нас, о своем времени. И нет такого вопроса, который не волновал бы её. Подкупает и то, что стихи пересыпаны замечательными эпиграфами – цитатами из знаменитых людей. Таня как бы перекликается с ними из нашего времени. И каждое стихотворение явно имеет свою изюминку. Так «Седой романтик » «не имеет к судьбе претензий», и Таня так колоритно передаёт образ совершенно счастливого человека, вся жизненная страсть которого воплотилась в танце. И так же, как у лирической героини этого стихотворения, и у меня «ещё неделю блуждал румянец по вечно бледным моим щекам» после прочтения книги «Контрасты», в которой молодой автор находит такие грани нашего бытия, так вскрывает эти контрасты, что они показывают самую суть нашей жизни в самых ярких её проявлениях.
Нельзя не отметить особо стихи для детей и о детях. Это отдельный разговор. Это мастерски сделанные стихотворения с массой психологических находок и весёлой добротой. Вот послушайте краткие выдержки из стихотворений:
«Сынишка с круглыми глазами
Стоит и силится понять…»
Или
«Как несчастна я…У меня ну просто нету сил…чтоб ходила мама на работу!..»
Или
«Бабушки с детьми играют, мамы – только дразнятся!»
Такие чистые и светлые стихи может писать лишь женщина, которая полна любви и нежности, мудрости и уважения ко всем. Например, в стихах «Вальс для свекрови» читаем: «О, мудрая свекровь!», «У всех людей есть свой талант. У Вас талант – любовь!», «Утёнком гадким не была для вас я никогда!» «Бывают мамы сыновей, как Вы, как Вы, как Вы!».
Такие прекрасные стихи нельзя назвать социальными. Они идут от души, их на заказ не пишут. И вместе с тем, они близки всем людям, потому что всем нужно тепло, внимание, участие со стороны близких.
Или вот стихи о «старухе совести». Какой точный образ!
С занудной и злопамятной старухой теперь тебе тягаться предстоит!
Хоть и туга она на оба уха, но глаз её всевидящий не спит!
И в поэтессе жив этот всевидящий глаз. И он живёт в её стихах, он взывает к каждому из нас. И дай вам Бог услышать свой собственный голос совести. И ключом к этому открытию вполне может стать замечательная книжка молодой киевлянки Татьяны Яровицыной! Лёгкого вам прочтения, а автору – лёгкого пера и вдохновения на новом творческом этапе её становления как настоящего поэта без скидок на «социальные темы». Поэт - он или есть или нет, без разделения на темы и жанры. А тут перед нами мощный посыл формирующегося настоящего поэта. Так дай же Бог ему состояться!
Стихи Татьяны Яровицыной, отмеченные грамотой Клуба песенной поэзии им. Ю.Визбора (г. Харьков) за новаторство в социальных жанрах, отличают глубина и ирония, так свойственные этой весёлой молодой девушке, имеющей смелость заявить: « Я пишу стихи на социальные темы », как бы отгораживаясь от бурных страстей переломной эпохи постмодернизма, в которой корни оторваны от ветвей, а плод вызревает в черном квадрате, и вкусить его может лишь тот, кто ищет черную кошку в чёрной комнате, а там, как известно, её и нет. Татьяна настаивает на том, что она именно автор, а не профессиональный поэт. Но, по-моему, это решать читателю, кого называть автором, а кого - поэтом. И пока юные, подражая футуристам, рифмуют заумь своих снов и любовных переживаний, а мэтры оттачивают перо на политических и злободневных темах, эта хрупкая и светлая душой девушка пишет простые, на первый взгляд, строчки, но они-то как раз о самом важном как откровение и ответ на самые насущные запросы духа.
В стихотворении « Полосатая философия » автор заявляет:
… Стерпим всё, загрубелые на пути кочевом:
Важно то, что мы делаем и во имя чего.
Эта зрелая позиция человека бескомпромиссного подкупает читателя, которому не так-то просто остаться верным своим принципам, сто раз оплеванным, оболганным, обесцененным, в то время, как « старушка Земля » … « сколько молча …унижений сносила, а сегодня скорбя тихо сходит с ума », читаем в стихотворении « Счётчик мира включен » . Это крик души о том, что при несовершенстве человеческой природы и явном её запустении сегодня « чем больше людей, тем губительней сила, что была человеку когда-то дана». Таня скорбит вместе с планетой, чувствуя угрозу всему прекрасному на Земле и самой Земле от рук человеческих, и заставляет нас задуматься над тем, что мы всего лишь « статистика, шифр, всех нас вечность подчистит, подводя беспристрастно глобальный итог ». И она как откровение произносит: «…понимаю прекрасно, как мыслит наш Бог ».
Не ручаюсь за точность высказывания, но, по-моему, Александр Блок говорил, что поэт не должен, страшась своей человеческой немощи, бояться браться за постановку самых важных вопросов, но должен поднимать их, задумываться над ними, и только тогда он сможет подняться до уровня осознания этих вещей, если он будет ставить себе такие задачи. И Таня, несмотря на то, что « Контрасты » - это первая её книга, которая подводит итог раздумий юного автора и является плодом становления личности поэта, уже взваливает на свои хрупкие девичьи плечи всю тяжесть и боль вопросов нашего выживания на крошечной планете в огромном океане вечности. Ей присуща зоркость и острота капитана судна, затерявшегося в тумане, и скорее интуицией она улавливает путь спасения человеческой души. К ней стоит прислушаться. Её стихи глубоки, часто лишены показной бравурности и помпезности, вычурных громыхающих рифм, но удивительно легки и воздушны, как ангелы, зовущие нас к горним мирам. Ей хочется верить, к ней хочется прислушаться, её хочется слушать, потому что она так обаятельна и проникновенна, честна и открыта добрым понимающим глазам собеседника. Её лирика полна тонких психологических наблюдений, лёгкой иронии, нежности, чувства к самому простому человеческому естеству, она изучает мир и человека в нём, и спешит поделиться с нами своими богатейшими открытиями. Например, в этих коротеньких стихах:
Как много смешного и страшного
В парламенте после звонка!
Ввести бы день жалости к гражданам,
чьи души идут с молотка.
А Таня знает, что душа человека, « как ласточка ». Вот что она пишет:
Как ласточка, ютилась под кровлей у мечты
и гнёздышко слепила искусной красоты,
Душа! Ты так хотела растить птенцов своих…
Свершилось! Полетела за лакомством для них.
Нелёгкий путь удался, мечта звала на риск –
а из гнезда раздался лишь кукушонка писк.
…В глазах моих задумчивых ещё живёт душа…
И эта душа никак не примирится с тем, что её птенцов выкинули из гнезда современные нравственные муляжи, которые нам подбрасывает кукушкой время, но душа поэта «не привыкнет – хоть ранили её, она их тут же выкинет – и снова за своё! » Молодец, поэт! Если учесть, что поэт – совесть и голос эпохи, то хочется сказать автору: « Так держать! Не сдавайся!»
И конечно же хочется обратить внимание на богатый образный мир, созданный Татьяной Яровицыной, на неожиданность её метафор, на искрометный юмор, на доверчивую интонацию, приглашающую к сотворчеству – вдумчивому прочтению её текстов, из которых мы узнаём, что добро бывает условным, чужих детей не бывает, сюрреализм может быть оптимистичным, ведь « правил мира нам не превозмочь » , а жизнь полна печали и несправедливости: « В доме варенье есть, бабушки больше нет ». Но в том-то и смысл человеческой жизни, чтобы после тебя что-то хорошее оставалось людям на добрую память, как бабушкино варенье в Таниных стихах. Или хорошие стихи, которых так не хватает людям в наш материализованный век товарно-денежных и вещностных отношений. И хоть « нам жизнь не прожить без прихода плохих новостей », но автор знает, что не стоит верить всему, что говорят.
Пускай говорят: « Не осталось хороших людей…»
Пускай говорят, что добру не прижиться на свете.
Пускай говорят! Но я очень прошу вас – не верьте!
Они на распутье, и им не распутать путей…
И вот как утверждающе звучат строки:
«…Есть Люди!.. Призвание их – не оставить ни шанса беде!»
А как остроумно стихотворение « Лёгкие люди », которые « с улыбкой идут вперёд » при любых обстоятельствах. И вывод: « без лёгких так трудно жить! »
Таня тяготеет к таким приёмам, построенным на антитезе (легкие люди - трудно жить), противопоставлении, сама книга своим названием
« Контрасты » подтверждает это, игре и персонификации вещей (быт –бабник- бык) и уголков природы (любимый – Крым). Она приглашает читателя в свой загадочный и прекрасный мир, интригуя его мастерскими метафорами, эпитетами, сравнениями, где-то бурлескными фигурами, и всегда в стихах сквозит тонкая самоиронии автора, что придаёт им ещё большую достоверность и особую прелесть.
Например, стихи « Молчи, женщина, твой день – 8 марта ». В обращении к мужчине, который по традиции представляет сильный пол, она отдаёт ему эту дань: « Ты – главный! », себе же отводит такое традиционное место для женщины: « Я – скромный старатель « вторичных » житейских наук», но тут-то и «собака зарыта»… Ведь вот как знаток человеческих душ, наш автор утверждает: «Поверь! Ты зависишь от хрупкости женской и слабости в той мере, в которой зависит она от тебя!» По-моему, это замечательно!
Или в стихах «Ну, дал же бог соседа!» читаем:
Ну, дал же Бог соседа: не выставишь за дверь!
С рассвета до обеда ко мне он рвётся, зверь!
С обеда до полночи по комнатам снуёт,
(меня он любит очень), проходу не даёт!
Картина нарисована ярко, красочно, и что же в конце? Совершенно неожиданный поворот событий:
Мой вид слегка пристыжен, ведь совесть мне твердит,
Что до смерти обижен извечный бабник-быт.
Стихи Татьяны Яровицыной найдут отклик у самых разных людей, ведь в них говорится о сокровенных человеческих чувствах не назидательно, не выспренно, не фальшиво, а с житейской сметкой и мудростью, которая поражает в этом молодом авторе. Стихотворения затрагивают самые разные темы, такие близкие нашим соотечественникам. Не могу не коснуться хотя бы вскользь ещё одного текста « Мы ушли от своих истоков». Поражает ирония автора и глубокая боль, скрытая за ней.
Мой народ, украинцы, кто вы?...
…Уплетая за щеки суши
И в согласьи живя с Фэн-Шуем,
Мы, мечтая о жизни лучшей,
Дальше корни свои корчуем!
Таня пишет о себе, о нас, о своем времени. И нет такого вопроса, который не волновал бы её. Подкупает и то, что стихи пересыпаны замечательными эпиграфами – цитатами из знаменитых людей. Таня как бы перекликается с ними из нашего времени. И каждое стихотворение явно имеет свою изюминку. Так «Седой романтик » «не имеет к судьбе претензий», и Таня так колоритно передаёт образ совершенно счастливого человека, вся жизненная страсть которого воплотилась в танце. И так же, как у лирической героини этого стихотворения, и у меня «ещё неделю блуждал румянец по вечно бледным моим щекам» после прочтения книги «Контрасты», в которой молодой автор находит такие грани нашего бытия, так вскрывает эти контрасты, что они показывают самую суть нашей жизни в самых ярких её проявлениях.
Нельзя не отметить особо стихи для детей и о детях. Это отдельный разговор. Это мастерски сделанные стихотворения с массой психологических находок и весёлой добротой. Вот послушайте краткие выдержки из стихотворений:
«Сынишка с круглыми глазами
Стоит и силится понять…»
Или
«Как несчастна я…У меня ну просто нету сил…чтоб ходила мама на работу!..»
Или
«Бабушки с детьми играют, мамы – только дразнятся!»
Такие чистые и светлые стихи может писать лишь женщина, которая полна любви и нежности, мудрости и уважения ко всем. Например, в стихах «Вальс для свекрови» читаем: «О, мудрая свекровь!», «У всех людей есть свой талант. У Вас талант – любовь!», «Утёнком гадким не была для вас я никогда!» «Бывают мамы сыновей, как Вы, как Вы, как Вы!».
Такие прекрасные стихи нельзя назвать социальными. Они идут от души, их на заказ не пишут. И вместе с тем, они близки всем людям, потому что всем нужно тепло, внимание, участие со стороны близких.
Или вот стихи о «старухе совести». Какой точный образ!
С занудной и злопамятной старухой теперь тебе тягаться предстоит!
Хоть и туга она на оба уха, но глаз её всевидящий не спит!
И в поэтессе жив этот всевидящий глаз. И он живёт в её стихах, он взывает к каждому из нас. И дай вам Бог услышать свой собственный голос совести. И ключом к этому открытию вполне может стать замечательная книжка молодой киевлянки Татьяны Яровицыной! Лёгкого вам прочтения, а автору – лёгкого пера и вдохновения на новом творческом этапе её становления как настоящего поэта без скидок на «социальные темы». Поэт - он или есть или нет, без разделения на темы и жанры. А тут перед нами мощный посыл формирующегося настоящего поэта. Так дай же Бог ему состояться!
В случае возникновения Вашего желания копировать эти материалы из сервера „ПОЭЗИЯ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ УКРАИНЫ” с целью разнообразных видов дальнейшего тиражирования, публикаций либо публичного озвучивания аудиофайлов просьба НЕ ЗАБЫВАТЬ согласовывать все правовые и другие вопросы с авторами материалов. Правила вежливости и корректности предполагают также ссылки на источники, из которых берутся материалы.