Опубликовано: 2013.02.01
Лика По
Поэтический мастер-класс под украинсксий джаз
Сразу скажу, что это не хвалебная статья, взахлёб расхваливающая модного поэта-
шестидесятника, властителя умов советской интеллигенции, не серьезный научный
анализ его эпохального творчества, а всего лишь попытка поделиться своими
впечатлениями и наблюдениями от случайной и редкой встречи с поэзией и поэтом
в классическом понимании и краткие выводы о том, что может быть любопытно для
начинающих авторов, пытающихся постичь тайны мастерства и тайны слова.
Всем хорошо знакома эта неоднозначная фигура, живая легенда, человек-
символ, давно уже перешагнувший границы своего отечества и ставший
гражданином мира. Евгений Евтушенко - последний из могикан советской эпохи и
советской культуры, давшей миру замечательных поэтов, писателей, ученых, чьими
именами и делами мы можем гордиться по праву. В чем же секрет его не угасающей
популярности и творческой силы? Только ли в личном обаянии и яркой
незаурядной смелости быть не таким как все - быть самим собой?
И эта оригинальность во всем - начиная от галстука с ярким алым маком ниже
пупка и кроссовок на сцене в сочетании с бежевым в крупную клетку пиджаком -
до отточенного актёрского мастерства чтения своих текстов: громогласного,
харизматичного, завораживающего, вызывающего бурю эмоций и самых
разнообразных оценок - от восхищения до отторжения, но никого не оставляющего
равнодушным, и это при том, что человек отметил почтенный юбилей и слава Богу,
остаётся в прекрасной физической форме!
Безусловно, секрет и молодости, и харизмы, и славы поэта в его отдаче своему
любимому делу - поэзии, в его неиссякаемом таланте, страстности натуры и
страсти, с которой он бросается в пучину своего выступления, в пучину
переполненного зала, внимающего каждому слову поэта-пророка, поэта-трибуна,
поэта-гражданина-мира.
«Поэт, как великий джазмен, как братья, равны по удаче» в эпоху, когда «искусство пускают в размен».Поэтому не случайно выступление поэта вместе с джазовым оркестром под управлением Фокина А. и тень Амстронга, которая витала в зале, как выразился поэт, тоже не случайна.
Во-первых, Евтушенко учился, по его словам, у Маяковского и у Есенина. Отсюда напевность лирических стихов и яркие стихи на злобу дня о самых болезненных вопросах эпохи. У Пастернака Евтушенко научился исторической совести, по его словам. Во-вторых, поэт, как сказал Евтушенко, должен не забывать, что он, как и каждый человек, частичка мира и всего человечества. То есть поэт поднимает самые важные вопросы не только своего отечества, но и всего мира. Это имеет огромный резонанс и приносит небывалую популярность самому поэту-трибуну и оратору, который, по его же словам "больше, чем поэт". Во-третьих, поэт в философских и гражданских стихах идет от частного к общему, рассматривает, вернее, показывает конкретную картинку из реальной жизни и поднимается до широких обобщений и анализа важных явлений социальной жизни. Это конечно реализм, в лучших традициях, плюс высокое поэтическое мастерство с ярким звучащим живым словом, с массой поэтических приемов ( аллитерации, метафоры, звукопись, образность речи поэтической и т.д.). Например стихи о девочках, стоящих на краю московской крыши и покончивших жизнь самоубийством, или стихи "Гражданин Никоноров" о пропавшем гражданине. Это реалии последних дней. Тема самоубийства и тема несчастных граждан, которые стали сиротами капитализма, которых не защищает капитализм и не туда повернувший социализм. Все эти животрепещущие вопросы находят отклик в душе читателя и слушателя. И поэт часто пишет стихи, слушая музыку. Это тоже знаково. И имеет положительное влияние на результат. Амстронг - кумир юности поэта, также имел огромное влияние на творчество русского гения."Поэт как великий джазмэн в эпоху, когда искусство пускают в размен" - есть строчки в стихах. Джаз - музыка угнетенных, говорит Евтушенко. И он становится на сторону угнетенных всего мира и становится гласом мировой скорби и мировой совести. Если у человека есть талант и совесть. то он уже не принадлежит себе, а становится частью совести всего человечества.
Потом, у поэта есть своя тема. своя боль - "Моя боль - Россия!", - говорит Евтушенко.
Кроме своего голоса, своей темы, своей боли, своего стиля и работы со словом, которое звучит, благодаря ювелирной работе и огромному таланту самого писателя, поражает его энергетика, его страстность, его молодость, несмотря на паспортный возраст. Эта сила обаяния подкупает, чтение стихов заставляет забыть о суете и прочувствовать мелодию каждого стихотворения и понять глубину его, проникнуться настроением поэта, ответить ему своим энергетическим зарядом вдохновения и радости.
Есть ещё несколько, на мой взгляд, важных аксиом, которые мне удалось почерпнуть в этой встрече.
Евтушенко велик потому, что велики его цели и задачи - донести до всех читателей и слушателей, а его стихи звучат и переведены и бывает он с ними на концертах более, чем в 90 странах. то есть масштабы его популярности и влияния огромны - донести русскую речь, русское слово, идею объединения народов. про это он и говорит в своих стихах и на этом вечере тоже. Что не идеологию, но идеи, даже идеалы нельзя предавать. "Величие искусства именно в том, чтобы соединять народы, а не разъединять их". "Я не плачу по идеологии. Идеология – это насильственно навязанное что-то, шаг влево, шаг вправо… Идеология всегда связана с конъюнктурой и карьерой. Но идеалы нельзя растаптывать. В том числе и мечты человека о братстве. И в религии это есть. В основе всего – мечты о братстве народов", - сказал Евгений Александрович.
Из последних стихов, написанных по реальным событиям, это «Гражданин Никаноров» о пропавшем гражданине, «Две девочки стоят в Москве у края крыши» - о недавнем резонансном самоубийстве двух девочек. Там есть слова о том, что Россия должна обнять и прижать к сердцу, как мать, всех «сирот капитализма и бросившего их социализма, сделавшего все наоборот». Ведь главное в жизни – доверие, доброта. "Милосердие выше даже справедливости", - говорит Евтушенко. и над этим стоит задуматься.
«Моя главная рана – Россия!» и «Родина, ты будь ради нас живой!» - это ключевые моменты творчества поэта. А главное стихотворение, то, которое он писал сорок лет «Репортаж из прошлого века СССР-Германия 1945год». Там есть такие слова:
Но выигрыш общий неразделим –
Кто соединил две Германии вам?
Кончаются войны,
когда войну забывают в себе инвалиды,
войной разрезанные пополам.
Эти стихи зал приветствовал стоя!
Поэзия - всегда исповедь. как и всякое искусство - исповедально, считает Евгений Евтушенко. И исповедь эта может быть от лица конкретного человека или от лица целого поколения, чьим голосом и совестью является русский поэт Евтушенко..
шестидесятника, властителя умов советской интеллигенции, не серьезный научный
анализ его эпохального творчества, а всего лишь попытка поделиться своими
впечатлениями и наблюдениями от случайной и редкой встречи с поэзией и поэтом
в классическом понимании и краткие выводы о том, что может быть любопытно для
начинающих авторов, пытающихся постичь тайны мастерства и тайны слова.
Всем хорошо знакома эта неоднозначная фигура, живая легенда, человек-
символ, давно уже перешагнувший границы своего отечества и ставший
гражданином мира. Евгений Евтушенко - последний из могикан советской эпохи и
советской культуры, давшей миру замечательных поэтов, писателей, ученых, чьими
именами и делами мы можем гордиться по праву. В чем же секрет его не угасающей
популярности и творческой силы? Только ли в личном обаянии и яркой
незаурядной смелости быть не таким как все - быть самим собой?
И эта оригинальность во всем - начиная от галстука с ярким алым маком ниже
пупка и кроссовок на сцене в сочетании с бежевым в крупную клетку пиджаком -
до отточенного актёрского мастерства чтения своих текстов: громогласного,
харизматичного, завораживающего, вызывающего бурю эмоций и самых
разнообразных оценок - от восхищения до отторжения, но никого не оставляющего
равнодушным, и это при том, что человек отметил почтенный юбилей и слава Богу,
остаётся в прекрасной физической форме!
Безусловно, секрет и молодости, и харизмы, и славы поэта в его отдаче своему
любимому делу - поэзии, в его неиссякаемом таланте, страстности натуры и
страсти, с которой он бросается в пучину своего выступления, в пучину
переполненного зала, внимающего каждому слову поэта-пророка, поэта-трибуна,
поэта-гражданина-мира.
«Поэт, как великий джазмен, как братья, равны по удаче» в эпоху, когда «искусство пускают в размен».Поэтому не случайно выступление поэта вместе с джазовым оркестром под управлением Фокина А. и тень Амстронга, которая витала в зале, как выразился поэт, тоже не случайна.
Во-первых, Евтушенко учился, по его словам, у Маяковского и у Есенина. Отсюда напевность лирических стихов и яркие стихи на злобу дня о самых болезненных вопросах эпохи. У Пастернака Евтушенко научился исторической совести, по его словам. Во-вторых, поэт, как сказал Евтушенко, должен не забывать, что он, как и каждый человек, частичка мира и всего человечества. То есть поэт поднимает самые важные вопросы не только своего отечества, но и всего мира. Это имеет огромный резонанс и приносит небывалую популярность самому поэту-трибуну и оратору, который, по его же словам "больше, чем поэт". Во-третьих, поэт в философских и гражданских стихах идет от частного к общему, рассматривает, вернее, показывает конкретную картинку из реальной жизни и поднимается до широких обобщений и анализа важных явлений социальной жизни. Это конечно реализм, в лучших традициях, плюс высокое поэтическое мастерство с ярким звучащим живым словом, с массой поэтических приемов ( аллитерации, метафоры, звукопись, образность речи поэтической и т.д.). Например стихи о девочках, стоящих на краю московской крыши и покончивших жизнь самоубийством, или стихи "Гражданин Никоноров" о пропавшем гражданине. Это реалии последних дней. Тема самоубийства и тема несчастных граждан, которые стали сиротами капитализма, которых не защищает капитализм и не туда повернувший социализм. Все эти животрепещущие вопросы находят отклик в душе читателя и слушателя. И поэт часто пишет стихи, слушая музыку. Это тоже знаково. И имеет положительное влияние на результат. Амстронг - кумир юности поэта, также имел огромное влияние на творчество русского гения."Поэт как великий джазмэн в эпоху, когда искусство пускают в размен" - есть строчки в стихах. Джаз - музыка угнетенных, говорит Евтушенко. И он становится на сторону угнетенных всего мира и становится гласом мировой скорби и мировой совести. Если у человека есть талант и совесть. то он уже не принадлежит себе, а становится частью совести всего человечества.
Потом, у поэта есть своя тема. своя боль - "Моя боль - Россия!", - говорит Евтушенко.
Кроме своего голоса, своей темы, своей боли, своего стиля и работы со словом, которое звучит, благодаря ювелирной работе и огромному таланту самого писателя, поражает его энергетика, его страстность, его молодость, несмотря на паспортный возраст. Эта сила обаяния подкупает, чтение стихов заставляет забыть о суете и прочувствовать мелодию каждого стихотворения и понять глубину его, проникнуться настроением поэта, ответить ему своим энергетическим зарядом вдохновения и радости.
Есть ещё несколько, на мой взгляд, важных аксиом, которые мне удалось почерпнуть в этой встрече.
Евтушенко велик потому, что велики его цели и задачи - донести до всех читателей и слушателей, а его стихи звучат и переведены и бывает он с ними на концертах более, чем в 90 странах. то есть масштабы его популярности и влияния огромны - донести русскую речь, русское слово, идею объединения народов. про это он и говорит в своих стихах и на этом вечере тоже. Что не идеологию, но идеи, даже идеалы нельзя предавать. "Величие искусства именно в том, чтобы соединять народы, а не разъединять их". "Я не плачу по идеологии. Идеология – это насильственно навязанное что-то, шаг влево, шаг вправо… Идеология всегда связана с конъюнктурой и карьерой. Но идеалы нельзя растаптывать. В том числе и мечты человека о братстве. И в религии это есть. В основе всего – мечты о братстве народов", - сказал Евгений Александрович.
Из последних стихов, написанных по реальным событиям, это «Гражданин Никаноров» о пропавшем гражданине, «Две девочки стоят в Москве у края крыши» - о недавнем резонансном самоубийстве двух девочек. Там есть слова о том, что Россия должна обнять и прижать к сердцу, как мать, всех «сирот капитализма и бросившего их социализма, сделавшего все наоборот». Ведь главное в жизни – доверие, доброта. "Милосердие выше даже справедливости", - говорит Евтушенко. и над этим стоит задуматься.
«Моя главная рана – Россия!» и «Родина, ты будь ради нас живой!» - это ключевые моменты творчества поэта. А главное стихотворение, то, которое он писал сорок лет «Репортаж из прошлого века СССР-Германия 1945год». Там есть такие слова:
Но выигрыш общий неразделим –
Кто соединил две Германии вам?
Кончаются войны,
когда войну забывают в себе инвалиды,
войной разрезанные пополам.
Эти стихи зал приветствовал стоя!
Поэзия - всегда исповедь. как и всякое искусство - исповедально, считает Евгений Евтушенко. И исповедь эта может быть от лица конкретного человека или от лица целого поколения, чьим голосом и совестью является русский поэт Евтушенко..
В случае возникновения Вашего желания копировать эти материалы из сервера „ПОЭЗИЯ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ УКРАИНЫ” с целью разнообразных видов дальнейшего тиражирования, публикаций либо публичного озвучивания аудиофайлов просьба НЕ ЗАБЫВАТЬ согласовывать все правовые и другие вопросы с авторами материалов. Правила вежливости и корректности предполагают также ссылки на источники, из которых берутся материалы.