Опубликовано: 2010.07.29
Елена Осминкина
Поэтическое слово Тамары Дьяченко
Крымский полуостров богат творческими талантами. В том числе и поэтами, для которых средством самовыражения служит краткий, но яркий метафоричный язык, свое видение мира, преломленного через душу, чувства, мысли и воплощенного в стихотворной строке.
Предлагаю читателям путешествие в мир поэзии Тамары Дьяченко из Севастополя.
Свою творческую натуру она проявляет сразу в двух ипостасях – литературе и журналистике. Т. Дьяченко – член Национального Союза писателей Украины, Заслуженный журналист Украины, автор нескольких книг стихов. Ярко проявляется творческий почерк Т. Дьяченко в сборнике стихотворений «Времена жизни». Книга отличается тематическим разнообразием лирики, богатым набором художественных средств, накалом чувств, с которым поэт воспринимает мир и отражает в своих произведениях.
В названной книге пять разделов. Здесь встретишь и произведения острой социальной направленности, и стихи-размышления о духовном начале человека. Пейзажная лирика, посвященная Крыму во все времена года. Стихи, отражающие реальные картины прошлого, связанные с детством, юностью, зрелостью лирической героини. Патриотические стихи и интимная лирика. Произведения, в которых автор размышляет о творчестве в целом и нелегкой стезе поэта, философская лирика. В таком тематическом обилии читателю, несомненно, есть, что выбрать для души, сердца, ума. Оно же демонстрирует человеческую зрелость и активную гражданскую позицию автора по отношению к жизни, людям, себе.
Тот, кто размышляет о смысле своего существования, верит в духовное начало всего сущего, убедится, читая книгу Т. Дьяченко, что он в своих духовных мыслях и исканиях не одинок. «Куда мы? Откуда мы? Для чего мы?/ Кто мы такие? Зачем мы здесь?..» - эти вопросы волнуют и автора. Увы, на многие из них логического и точного ответа человечество пока не нашло. Но есть вера, спасающая и прибавляющая сил, она не нуждается в логике ума, а потому «…рушатся жалкие аксиомы/От страстной молитвы:/ «Даждь нам днесь!..». Не бывает сыт «хлебом единым» творческий человек. Вот и автор признается себе и окружающим:
Я согреваюсь у огня
Духовной пищею.
И вы чураетесь меня,
Считая нищею.
(«Зачем с повадками транжир…»)
Однако те, с «повадками транжир», не разделяя убеждений о необходимости «духовной пищи», заняты лишь прихотями бренного тела. Одиноко и неуютно чувствует себя поэт в подобном окружении: «Я безбилетный пассажир/ На вашем празднике».
Мир, где понятия «душа», «духовность», «искренняя вера», все еще не ставшие уделом большинства, кажется Т. Дьяченко достойным сожаления. И эту боль она разделяет вместе со всеми:
О господи, спаси и сохрани,
Дай веру нам, открой глаза и уши.
Как мы бедны! Как нищи наши души!
Как скуден век, грызущий наши дни!»
(«Кладбищенские пышные цветы…»)
В обществе материальных, но не духовных ценностей много соблазнов. Автор предостерегает читателя от участи стать жертвой «ловцов бесценных и бессмертных душ», предлагающих «иудин куш» в обмен на самое дорогое, что есть у человека:
Богаты вы, пока у вас душа.
И потому не продавайте душу.
(«Пусть беден дом и мыши в нем шуршат…»)
В духовных и душевных людях остро нуждается наша планета. К сожалению, мир «тысячекратно обманут, ограблен» на протяжении многих исторических эпох:
Мир наступал постоянно на грабли.
Грабли царей, фаворитов, уродов,
Грабли дворцовых переворотов,
Грабли наветов, погромов, мучений,
Ложных открытий, ложных учений.
(«Тысячекратно обманут, ограблен…»)
В нынешнее время, утверждает поэт, мало что изменилось, несмотря на технический прогресс: «Век двадцать первый – грабли все те же./ Царство подлогов. Царство халтуры./
Царство жирующей номенклатуры».
Как поэт Тамара Дьяченко умеет разглядеть то, с чем спокойно мирится обыватель: страдания, безбожность, дремлющую совесть, затертые, «как пятак», слова Отечество и честь. Видит «грязные игры» с усталым народом, где главные извечные атрибуты – «пряник и кнут».
И все же автор находит в себе силы для оптимизма, призывая стремиться к тому, «чтоб белый свет духовней стал и чище,/Чтобы земля не стала пепелищем...». Трудно найти универсальные рецепты духовного очищения себя и пространства, в котором живешь. Но поэт справедливо полагает, что в этом человеку поможет «…библейское уменье/любить людей и всех врагов прощать».
Несмотря на жизненные испытания, душа человеческая стремится к свету, любви. Тепло и красота земли, на которой вырос, дают человеку силы многое превозмочь. Видимо, поэтому в книге Т. Дьяченко немало стихов пейзажной лирики. Она крымчанка, ее родина – морской порт Севастополь. Какое важное обоснование для того, чтобы много и искренне писать о красоте Крыма в любое время года. И она пишет: «Январь в Севастополе», «Воспоминание о шторме», «Свидание с Коктебелем», «Крым», «Воспоминание о Судаке»… В этих стихах – любовь автора к Крыму, желание поделиться с читателем личными чувствами, открытиями, своим взглядом на пойманный миг-чудо. Конечно, самым действенным средством в этом становятся тропы. «Оно голышики катало/ Своим шершавым языком…»; «И светят мне прощально и нежарко/Трепещущие свечи тополей»; «Качается в седлах август,/ Позванивает уздою»; «Косматой шерстью плавает туман,/Надерганный из старого тулупа».
Природа в стихах Т. Дьяченко может служить фоном, помогающим осмыслить собственные переживания, а может стать основным действующим лицом. Метафоричность языка, олицетворения, воображение автора, юмор делают ее одушевленной, живой, необычной. В этом плане мне кажется удачным стихотворение «Девчонка Зима». В нем две героини. Стареющая красавица Осень, которой «румяна едва помогают» скрывать возраст, так что даже «Лес поматросил и бросил,/Хоть сам облетел до худого листа». И беспощадная к ней в своей дерзкой юности «синеокая» Зима, которой жизнь кажется сейчас пленительно долгой – до самой весны.
Напудрится инеем, щеки намажет.
Приемы. Балы. Круговерть. Кутерьма!..
Забыться, не слышать,
Как в спину ей скажет:
- Старуха!.. –
хихикнув, девчонка Зима.
В сюжетной линии точно подмечены и воплощены женские характеры разной возрастной группы, уловки и хитросплетение их взаимоотношений. Здесь, на мой взгляд, что ни строка, то авторская находка, целый метафоричный ряд.
Тамара Дьяченко не представляет себе жизнь без того, что в ней согревает, окрыляет – без любви:
… пожелай мне любви -
Без нее не могу:
Влачусь по безлюбью,
Как путник по темной дороге.
(«Проснись на рассвете…»)
В книге «Времена жизни» немало стихов любовной лирики. Погружаясь в этот мир чувств, понимаешь, что лирической героине многое пришлось испытать. Сердечную боль и разочарование: «И снова март! – Да некого любить./И вновь апрель! – Да никому не верю». Надежду на любовь: «И я готова тебя любить,/Не рассуждая, по-бабьи, рабски». Бескорыстие чувства, несмотря на расставание с любимым: «Будь удачлив и смел, пусть тебе повезет./Пусть молитва моя от несчастий спасет». Страсть и неудержимость: «Я бросаюсь в круговорот,/В бурный омут любви и смерти». Счастье настоящей любви: «Душа внезапно голос обрела,/Ликующе и радостно запела». Желание духовного родства с тем, кто по-настоящему дорог и близок: «Неужто – тело ублажать,/А душу – в жертвоприношенье?»; «…так сплелись в объятьях душ,/ Что нас уже не разорвать». Гнев и презрение разочарованной женщины: «И взглядом яростной атеистки/ Испепеляю твой ложный нимб».
Усилить выразительность поэтической речи в стихах любовной лирики поэту помогают аппликация («Но видно всем, что Сеньке велики /И шапка, и любовь, и честь мундира»), градация («И до скандала жадная молва/Унизила, раздела, исхлестала»), гипербола («Стань сторуким и стоустым»), использование однородного ряда («Знобящим, ледяным, шипучим…»; «Ни слез. Ни клятв. Ни обещаний»).
Т. Дьяченко волнуют вопросы, касающиеся искусства, судьбы творческого человека. В эту общую тему каждый автор вкладывает свои нюансы и интонации. В стихотворении «Художники» Тамара Дьяченко рисует картину жизни обитателей «нищих пустых мансард» - художников. Здесь царят «хаос богемы», «азарт работы», голод и холод, запои, позволяющие забыть на время окружающую убогость. Многие из этих одаренных людей закончили свою жизнь в нищете и безвестности. Но искусство, рожденное талантом, продолжает жить, радуя своих почитателей.
Для Т. Дьяченко быть поэтом – счастье, но и большой груз ответственности: «Воля, воздух и стихи, и любовь/Хрупким грузом на ладонях лежат./Как все это, научи, удержать?!» К тому же это нелегкий труд. Поэты - в постоянном творческом поиске новых тем, образов, рифм. Быть вне этого процесса они просто не могут. Тамару Дьяченко постигла, по ее признанию, та же участь: «Я вынашиваю в августе стихи,/ Как вынашивают позднего ребенка». И вот, наконец, долгожданная награда: «Ребенком толкнется /Под сердцем заветное слово/И, плоть обретя,/Зазвучит в потрясенной душе!»
В заключение несколько слов о технической стороне стихов. В области стихосложения автор стремится к разнообразию, в том числе в отношении размеров стиха. Излюбленной для поэта все же остается длинная поэтическая строка. Чтобы избежать впечатления громоздкости, автор зачастую делит ее на синтаксические отрезки внутри самой строки, этот прием привносит динамизм, акцентирует внимание. Или, используя перенос, располагает строку несколькими рядами, оформляя, например, четверостишье как восьмистишье.
В рифмовке стихов поэт использует практически с одинаковой частотой кольцевую, перекрестную и смежную рифмы. Помимо точных рифм широко встречаются неточные во всем их многообразии: усеченные, корневые, омофонические, составные.
В одном из стихотворений, обращаясь к провидению, Тамара Дьяченко просит «вдохновенья, стихов, поднебесья», чтобы спеть «свои лучшие песни». Пожелаем автору исполнения этих желаний, а нам, читателям, большого разнообразия творчества крымских поэтов.
В случае возникновения Вашего желания копировать эти материалы из сервера „ПОЭЗИЯ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ УКРАИНЫ” с целью разнообразных видов дальнейшего тиражирования, публикаций либо публичного озвучивания аудиофайлов просьба НЕ ЗАБЫВАТЬ согласовывать все правовые и другие вопросы с авторами материалов. Правила вежливости и корректности предполагают также ссылки на источники, из которых берутся материалы.