укр       рус
Авторов: 415, произведений: 44607, mp3: 334  
Архивные разделы: АВТОРЫ (Персоналии) |  Даты |  Украиноязычный текстовый архив |  Русскоязычный текстовый архив |  Золотой поэтический фонд |  Аудиоархив АП (укр+рус) |  Золотой аудиофонд АП |  Дискография АП |  Книги поэтов |  Клубы АП Украины |  Литобъединения Украины |  Лит. газета ресурса
поиск
вход для авторов       логин:
пароль:  
О ресурсе poezia.org |  Новости редколлегии ресурса |  Общий архив новостей |  Новым авторам |  Редколлегия, контакты |  Нужно |  Благодарности за помощь и сотрудничество
Познавательные и разнообразные полезные разделы: Аналитика жанра |  Интересные ссылки |  Конкурсы, литпремии |  Фестивали АП и поэзии |  Литературная периодика |  Книга гостей ресурса |  Наиболее интересные проекты |  Афиша концертов (выступлений) |  Иронические картинки |  Кнопки (баннеры) ресурса

Распечатать материал
Опубликовано: 2010.03.27


Елена Осминкина

«Жить, думать, чувствовать, любить…»


               

В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Пастернака. Кто-то воспринимает его как автора известного романа «Доктор Живаго», за который писателю была присуждена Нобелевская премия. Кто-то высоко ценит, в первую очередь, его поэзию. Важным является, несомненно, одно – Борис Пастернак был талантливым человеком, которому  выпало родиться в трудное время.
    25 марта в литературном клубе «Вдохновение» при Симферопольском  медицинском университете состоялся вечер, посвященный жизни и творчеству Б. Пастернака. Зал едва вмещал всех желающих почтить память известного писателя.  Среди присутствующих было немало крымских поэтов. Руководитель клуба Л.А. Архиреева совместно со студентами и бывшими  выпускниками вуза, любителями поэзии, организовала яркий спектакль, в котором его участники читали стихи Пастернака, выдержки из писем, отзывы о нем современников, друзей поэта, исполняли песни на его стихи.
       Камерная обстановка зала при неярком освещении, горящие свечи, музыка, слайды с фотографиями, отражавшими разные периоды жизни Б. Пастернака,  создавали особенную атмосферу: ощущение сопричастности, сопереживания происходящему на сцене. Участникам вечера удалось обрисовать  основные этапы жизненного и творческого пути автора, проследить, как формировались его взгляды, художественное мастерство.
      В литературу и, в частности, в поэзию Борис Пастернак пришел не сразу. Природа наградила его многими талантами. Было время, когда будущий поэт и прозаик утверждал: «Жизнь вне музыки я себе не представляю». Семью отца, известного художника, академика живописи, посещали многие известные творческие люди того времени. Среди них были И. Левитан, Рахманинов, А. Скрябин, В. Поленов, Л. Толстой. Молодой человек готовился посвятить себя музыке, серьезно занимаясь ею в течение 6-ти лет, и во многом преуспел, как отмечал композитор  А. Н. Скрябин.
     Но Борис Пастернак довольно неожиданно поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Летом 1912 года  изучает философию в Германии. Однако внезапно охладевает и к этому выбору. В 1913 году в печати появляются его первые стихи, а в 1917 году вышел в свет лирический сборник «Сестра моя, жизнь», сразу выдвинувший  Пастернака в число крупнейших мастеров стиха.
    Демонстрация слайдов с фотографиями, запечатлевшими факты биографии поэта, его самого в разные годы жизни, включая последнее фото 1960-го года,  снимки близких ему людей сопровождались художественным чтением авторских стихов. Такой подход давал возможность реальнее и глубже осознать жизненную трагедию Пастернака, истоки  творческого вдохновения.
     Как известно, первый сборник стихов поэта критики восприняли неоднозначно. Многим была непонятна сложная по форме поэзия, густо насыщенная метафорами, сама система ассоциативных образов. Однако в стихах молодого автора уже чувствовалась свежесть восприятия, искренность чувств. Поэтические произведения этих лет, озвученные на вечере, давали возможность убедиться в этом.  Мандельштам, оценивая поэзию Бориса Пастернака, утверждал, что она дает возможность «прочистить горло, обновить легкие». Следовало вслушаться в стихи, и тогда «они заговорят с вами».
     Одним из источников поэтического вдохновения Б. Пастернака были чувства к любимой женщине. Но непросто складывались отношения поэта с избранницами.
Первая жена Е. Лурье - художница.  Их союз впоследствии  распался, но удалось сохранить добрые человеческие отношения.  Большой и долгой была любовь Бориса Пастернака  к  З. Нейгауз. «Красавица моя» называл он свою жену, а в письмах к сестрам писал: «Я безумно счастлив!»  Ей, Зинаиде Нейгауз, посвящены многие известные стихи поэта, прозвучавшие на литературном вечере, в том числе «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…».
     На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР.  В 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором  Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Однако уже к середине 1936-го гoдa отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы.
    В начале войны Борис Пастернак тяжело переживает известие о смерти Марины Цветаевой, ведь в 20-е годы талантливых поэтов связывало подлинное творческое содружество. Участники литературно-музыкальной композиции не обошли вниманием этот факт биографии поэта.  В письме к Цветаевой он потрясенно восклицал: «Какие удивительные стихи вы пишете!» Тонко и проникновенно прозвучали  на вечере стихи Марины Цветаевой, обращенные к Пастернаку: «Где б ты ни был, тебя настигну…». Десять лет длилось это общение в стихах и письмах, в результате которого у обоих поэтов родилось столько прекрасных произведений.  
   С годами Б. Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философским, его поэтические произведения обретают прозрачность, классическую ясность. Звучавшие со сцены  стихи и песни под аккомпанемент фортепьяно и гитары, прекрасно исполненные участниками литературного вечера, давали зрителям возможность полностью погрузиться в мир поэзии замечательного и оригинального лирика. Среди них - «Февраль», «Глухая пора листопада…», «Снег идет…», «Зимняя ночь», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
   Смерть оборвала жизнь и творческие замыслы Бориса Пастернака 30-го мая 1960-го года в Переделкино.  Слайды с фотографиями того времени восстановили для зрителей  трагические события. Сотни людей,  среди которых были Н. Коржавин, Б. Окуджава, А. Вознесенский, пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта, чтобы проститься с ним.  И до позднего вечера в тот траурный день звучали стихи Б. Пастернака, как самая главная память о нем.
    Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и поэзии талантливого литератора, подошла к концу. Отзвучали последние строки стихов и звуки музыки, но волшебство поэтических строк осталось в зале и в сердцах тех, кто пришел в этот вечер на встречу с поэтом.
                                                                           



Опубликованные материали предназначены для популяризации жанра поэзии и авторской песни.
В случае возникновения Вашего желания копировать эти материалы из сервера „ПОЭЗИЯ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ УКРАИНЫ” с целью разнообразных видов дальнейшего тиражирования, публикаций либо публичного озвучивания аудиофайлов просьба НЕ ЗАБЫВАТЬ согласовывать все правовые и другие вопросы с авторами материалов. Правила вежливости и корректности предполагают также ссылки на источники, из которых берутся материалы.


Концепция Николай Кротенко Программирование Tebenko.com |  IT Martynuk.com
2003-2024 © Poezia.ORG

«Поэзия и авторская песня Украины» — Интернет-ресурс для тех, кто испытывает внутреннюю потребность в собственном духовном совершенствовании