"Лабиринт, из которого убегают Дедал и Икар, — это вы- ложенная мозаикой площадка с обозначенным на ней рисунком танца, которому должны были следовать тан- цоры, исполняя танец куропатки". Роберт Грейвс. Мифы Древней Греции "Ласточка, о погоди хоть немного! К солнцу неблизкая наша дорога"… Алджерон Чарлз Суинберн. Итис (перевод с английского Г. Кружкова) 1. Усталый читатель, добредший по строкам До мест этих дальних в провинции книги, Живого внимания выжатым соком Давай окропим ниву старой интриги! Бездельнику старому (автору то есть), Лишь ты, терпеливый, взобраться поможешь На ту высоту, где живет эта повесть, И мы полетим в ней к финалу, быть может. В начале же мифа,- а он об Икаре, - Герой еще спал, а папаше Дедалу Житья и покоя уже не давала (При том, что всем прочим конечно давала) Всея Крита первая леди. В угаре Любовном она умоляла: «Дедал, о! Идей у тебя и решений навалом, Но как Посейдонова стада герою Отдаться, придумай! Плачу тебе – втрое!» Воспрянул Дедал. Олимпийцам молебен, Воздав (Те смеялись: «Ну, горе-кулибин, Попал ты, однако! И в Гугле, похоже, Не сыщешь конструкции нужного ложа!»), За дело он взялся. Придумал корову Со входом где надо быку. И корову (То бишь Пасифаю) засунул в корову, Приладив что надо где нужно. В корову Войдя и изменчивость тайную линий, Постигнув, любовник под кроною лавра, А после в тени кипарисов и пиний, Отдавшись процессу, лепил Минотавра Слепой от любви героине романа. Слепил и убрался. Прозрела бедняга. И Миноса вмиг, хоть и слыл он тираном, Смягчила очей изобильная влага. Дедала, призвав, он сказал: «Спрячь ублюдка, Как спрятал я мысль в лабиринте сознанья, Иначе – клянусь я отсутствием рифмы, Мутанткой-строфою клянусь шестистрочной, Что я арендую подвалы Гефеста, На славу сварю из тебя я варенье!» Дедал - к олимпийцам. Затарившись водкой, Привычно по пьяне Гомера читая, Они развлекались. Муз строгая стая Внимала с тоской – терпеливо и кротко. О бедном Дедале замолвите слово, Чтоб было убежище монстру готово, О Музы! И Музы замолвили слово О бедном Дедале. Жилище готово. Рогатый наследник рогатого трона, Покинул наш миф для себя без урона. О, смысла шахтер, в своих шахтах живи же До смерти! А нам - на поверхность. Мы - выше! 2. Как тянет за хвост хулиган котофея, Как Репина тянут бурлаки к потомкам, Как тянет с наградой для Золушки фея, Так мы, ковыряясь в носу у обломков Чужого рассказа, у Миноса снова Дедала находим, и царь без апломба Излишнего, правда, но, в общем, сурово Речет: «Призову Пуаро и Коломбо, Люпена и Холмса и Стива Кареллу Расследовать чтобы – зачем ты задвинул Корову вот эту на троне в корову, Которая фейк?» А Дедал ему: «Миня!, Мой кореш мифический! Подлую свору Сюда не зови – это гибель культуры! Они всем пришьют по статье без разбору, Нас сделав героями литературы. А следственный эксперимент коль затеют, Стараясь пробиться - представить мне жутко - К святой Пасифаи невинному телу?! - Тогда Минотавр нам покажется шуткой… Давай сохраним в чистоте наши рифмы Как тело хранят в чистоте наши нимфы! Не выдай им виз! Разберемся без них мы В потоке горячем мифической лимфы!» «Корову в корову,- добавил он кисло, Задвинул, как это бывает нередко, Я для удвоенья начального смысла – Раба так сажают в железную клетку. Практических курс я с царицей занятий Провел, и, старательно сняв все размеры, – Окружность, длину, амплитуду объятий, Давление тел и земной атмосферы, Я тут же вместил то, что нужно в что надо, И стала на Крите любовь вдвое выше. Теперь за твоею стремлюсь я наградой, Как ласточки к солнцу стремятся над крышей!» А Минос на Вы переходит: «Учитель Я Ваших трудов принимаю заботу! Конспекты уроков Вы мне предъявите Практических, чтоб до седьмого я пота Потел, обучаясь. Чертеж всех конструкций Увидеть хочу, чтоб понять, как куются Высокой любви подземелия дети, Откуда весь мрак проступает на свете? А после – награда, учитель - на крышу Поможем взобраться, – тем лучше, чем выше! И ласточкой к солнцу ль, в подвалы Гефеста ль Летите! Сейчас объявляем сиесту». Мечтал о высоком полете напрасно Дедал, а моя еще песня не спета. Читатель! На крыльях куриных сюжета Полет мы продолжим вполне безопасный. (Скажу по другому: Коль связан сюжетом По крыльям могучим и клятвою связан Лететь до финала, ты можешь поэтом не быть, но вот курицей быть ты обязан). 3. Дедал до Икара доплелся. К Икару Мы, значит, вернулись. Ни грустен, ни весел, Как русский дурак на печи, он на шару Всю сказку проспал, сладко слюни развесив. Не то, чтоб папане в занятиях трудных, В теориях ладных помочь хоть немного, Ан нет! Древнегреческим сном беспробудным Себе сокращал он к развязке дорогу. Папаша: «Читал о Жуковском и Райтах- Брательниках, крылья, лепивших с похмелья? Чем хуже мы? Зад поскорей поднимай-ка – Миноса с Гефестом лишим мы веселья С вареньем вприкуску! Берись-ка за доску, И в старую блузку, чтоб не было склизко, Ее оберни-ка, облей сверху воском, Теперь испытаем без писка и визга». Куриную гузку - богам, чтоб - ни треска. Без тряски, огласки. А снизу – как фреска На небе. Секут Пасифаины глазки, Скользят как по небу как в сказке - без смазки Две птицы. О, нет – птеродактили! Лица У них человечьи. Опомнись, царица! – То прошлое вдаль улетает навеки, Будь птицы то, монстры или – человеки… 4. Полеты бывают пяти категорий. Но автору за свои пять на шестнадцать Летать не пришлось (со стыда подеваться Куда мне ?)– итак я пишу a priori. Полеты во сне - наяву от бессонниц Случаются и меж собой они квиты. Полеты валькирий в Большом - это помню. В Таганке – пониже, - полет Маргариты. Эринний полет в «Эвменидах» Эсхила, О кто не читал о них – жил ведь едва ли! Франческа Паоло в полете любила И в круге втором – в круге вечной печали. Другое мое поглощает вниманье, Скажу, обстоятельство – гложет сомненье- К полетам, увы, не имевших призванья Я сделал героями стихотворенья. Забыл рассказать – что на крышу подняться, Пришлось-таки нашим героям, иначе Они б не смогли от земли оторваться И выполнить с честью условье задачи. (Иначе опять: срикошетивших с крыши Сравнишь ли читатель хотя бы на йоту С полетом стихии описанной выше, Точнее – с летавшими выше в полетах?) Папаша, весь мир повернувший к кошмару Пустых технологий, густых словопрений. Сынуля – он ползал и спал - все на пару С Дедалом-отцом – однозначности гений. Однако по воздуху хлопая скоро, Он ласточек видел, у солнца паривших, Себя же, себя же он чувствовал вором, Укравшим, присвоившим света излишек. Он к солнцу взлетает – и воска покрышка Стекает и капает с доски и блузки И гром среди ясного неба –отрыжка С Олимпа - куриная съедена гузка. Смотрел, на Пегасе Персей пролетая, Орел, в Прометееву печень врастая, И Муз, мне любезных суровая стая Смотрела как крылья Икара, растаяв, Уж не были крыльями боле. А впрочем Они же, по правде сказать, изначально Ведь крыльями были, читатель, не очень. Печально тебе? Мне совсем не печально. Ведь здесь начинается впрямь для Икара Не хлопанье досок - полет настоящий. И пусть раскололась банальная пара, Но снизу на сына в испуге смотрящий Смотреть будет вечно. То пытка похуже Сизифовой. Над Средиземною лужей Икар пролетал и убого заужен Был мир тяготенья под ним. Ну же, ну же, Ты в вечность лети! (Олимпийское кодло Бессмертье свое пусть жует как повидло, Как жвачку на пастбище сытое быдло, Планктон – Посейдон же и прочая вобла!) 5. Понятно ему – обречен на куриный Полет изначально он был по сюжету, И слышать отчаянный писк комариный: «Спустись и опомнись, вернись же, о, сыне!» И также понятно, что дело не в этом. И так же понятно, что жизнь улетает, Увы – навсегда и свободно и дерзко. О, Музы, замрите! Икар совершает Свой выбор. А нам же последняя врезка Еще предстоит в постсюжетные сопли, И пусть она тверже – сюжета не сдвинет, Коль к воплям Дедала, теряющем сына, Пришпилим своих извинений мы вопли. Прости, о Икар, нам начало рассказа И выводы наши, что ты – сонный дурень, И то, что тебя раскусили не сразу И то, что тех строк мы не выбросим в урну, - Чтоб помнить и знать из какого упора Полет вырастает… Прости же, прости же Нам наше упорство в желаньи повтора И зрелища. Нам – на поверхность. Мы - ниже. Безветрие. Полдень в каком-то столетьи Над ласточкой, павшей с небес копошатся Всегда равнодушные, вечные дети – И тронуть ее и не тронуть боятся. Взлетит или нет? Им терпенья не хватит, И зренья не хватит увидеть при этом: Полет не прервался – он крыльями платит Всегда торопливым куриным сюжетам.
|