Опубликовано: 2009.03.24
Осминкина Елена
Заметки о поэтах Крыма. Галина Печаткина.
Елена Осминкина.
Заметки о поэтах Крыма. Галина Печаткина.
К добру и покою
Я лиру настрою
И звук из нее извлеку…
Галина Печаткина.
Имя Галины Печаткиной, писательницы, поэта, члена Союза писателей Украины, лауреата Литературной премии АРК, заслуженного работника культуры Украины, хорошо знакомо крымским читателям. Рассказы, эссе, очерки и воспоминания о значительных творческих личностях прошлого, стихи – так разнообразны жанры, в которых Г.А. Печаткина себя проявила, делясь с читателями своими взглядами на жизнь, человеческие ценности, роль поэта и писателя в современном мире, взаимоотношения человека и природы.
В разноплановом творчестве писательницы давайте коснемся сегодня поэтической области. За прошедшие годы читатели имели возможность оценить сборники стихов «След в сердце», «И это все – любовь», «Мелодии судьбы», «Поэзия, природа и любовь». Погружаясь в Мир поэтессы, мы настраиваемся на спокойную, светлую, мудрую тональность ее стихов, так располагающую к тихой, задушевной беседе автора и читателя. Не стал исключением и сборник «Зимний костер», впечатлениями от которого мне и хотелось поделиться.
Не часто употребляемое, но все же для многих привычное сочетание слов «зимний костер» для меня заключает в себе волнующую притягательность, тайну, рожденную на эффекте антитезы, на слиянии двух противоположных образов холода и огня. То же, по моему мнению, произошло и со стихами сборника. Насыщенная мудрым спокойствием тонкая аура стихов, светлые лирические образы, а за ними ощущается эмоциональная, горячая, ищущая, ранимая, трепетная Душа поэта.
Композиционно свою пятую книгу стихов автор разделила на две части. В первую вошли стихи, написанные в 2001-2004 годах, явившиеся итогом творческой работы недавних лет. Вторая часть сборника вобрала в себя произведения, созданные в разные годы жизни. Тщательно продуманы и выбраны эпиграфы к обеим частям книги. Высказывания А.Фета, Джона Констебля, Микеланджело об особенностях поэтического видения, о языке сердца как средства самого понятного и искреннего общения, конечно, не случайны. Их в полной мере разделяет Г.А. Печаткина, всегда стремящаяся к диалогу с читателями по принципу «от сердца к сердцу».
Заявленный в названии сборника образ костра еще не единожды появляется на страницах книги и перерастает, на мой взгляд, в некие символы. Это и метафоричный костер Осени, которая его «разожгла на стареющих кронах». Это Костер-очищение, в котором сгорают прежние мучительные чувства, «что долго… душу терзали», воспоминания о прошлом, где были «…сомненья, беды и ошибки». Костер-светоч, освещающий путь вперед:
Он осветил мой путь и звал вперед,
Согрев мне сердце раннею весною.
Наконец, Костер-гуру, дарящий жизненное кредо:
И высветил все то, что надобно любить:
Отважные сердца и добрые улыбки.
Благостный огонь не испепеляет, а возрождает, дает новые силы, зовет жить дальше:
Прощаюсь с ним на новом берегу,
Благодарю, что был горяч и светел.
Я трепетный огонь в ладонях сберегу,
Оставив в прошлом дым и пепел.
Одним из источников, придающих силы, для Г. Печаткиной является ее писательский труд. Она не представляет себя вне творчества, вне процесса рождения образов и стихов, ведь, по признанию автора, «только в них моя жизнь тайный смысл обретает».
Поэтесса делится с читателями всем, что ее глубоко волнует в окружающем мире. Тем, например, что «сокращается пространство для добрых и ранимых душ», что в жизни все успешнее становятся «те, другие». У них «свой мир, бесцветный и преступный», где «нет ни сердца, ни тепла». Г. Печаткина убеждена: только оно, сердце тонко чувствующего человека, не дрогнет от вида сверкающего золотого слитка, но очаровано будет «золотым орехом» в осеннюю пору. И его «ослепительный желтый свет проникает мне в кровь и в душу».
Поэту претят мелочная суетность, узкие интересы, лишенные благородных целей и мечты, теснота стен квартиры-«клетки». Ее душа – в постоянном высоком полете мыслей и чувств, в стремлении к гармоничному покою и воле:
Разогнаться б и полететь!
Утонуть в этих жарких листьях!
И от нежности умереть
В этой гуще и в этой выси.
(2003г.)
Мне сегодня хочется убежать из дома
То ли птицей в небо, то ли в старый парк…
(2002г.)
Я ухожу из привычной среды
Просто по веткам и облакам,
Не покидая своей высоты,
Даже когда отвечаю вам.
(1999г.)
Человек с богатым внутренним миром не нуждается во внешней мишуре, в необходимости заполнять пустоту вокруг себя «бесплодной суетой» - он самодостаточен наедине с собой и миром, ощущая радость каждого мгновения. Галине Печаткиной свойственен синтез высокого и земного, не суетного, а дарящего покой и безмятежность в чувствах и мыслях:
А я на краешке вселенной
Сижу с собой наедине,
Мечтая о благословенном,
Таком спокойном зимнем дне.
Однако поэтесса не оторвана от жизни, а участвует в ней всем сердцем. Как поэт она остро ощущает проблемы современного мира и человека в нем. Г. Печаткину, например, волнует все большая оторванность человека от своей изначальной основы – земли, природы. Рвется нить от пуповины, а без нее тает в людях умение сострадать, любить, ценить то, что дарит им бескорыстно родительница-земля. Сама поэтесса в бездушном мире из «бетона и стекла» чувствует себя «белой вороной», ведь ей по-прежнему
Ранит душу и лишает сна:
Сломанные ветки, брошенные дети,
Старая собака, что едва жива…
Автор находит душевное успокоение в уединении с природой: «Рвется взгляд мой из комнат на волю,/Очарованный далью неброской». Именно здесь черпает силы и вдохновение Г. Печаткина, а душа способна воспринимать прекрасное. Ей очень просто «заблудиться в весне», она слышит, как «стихами звенит синева» и что «шепчет чистая вода».
Своей радостью от общения с природой поэтесса хочет поделиться с другими. А потому призывает читателя следовать за собой: «Сними очки, протри глаза…,/ Сойди с привычной колеи, / Забудь на час долги свои, / Скажи листве над головой: / «Я возрождаюсь, я – живой!».
Читая стихи Галины Печаткиной, мы убеждаемся еще раз в том, что утолить духовный голод человек может, только остановив свой суетный бег, задумавшись, ощутив Вечность и Миг, Благодарность за бесценный подарок – жизнь. Осознать эту истину помогают, например, строки, претендующие своей философичностью и краткостью на афоризм: «Остановись, спешащий человек, / И обрети себя в благодаренье».
В нынешнем рациональном, практичном мире так не хватает душевного тепла, подлинной красоты. Их недостаток особенно остро ощущает душа поэта. С сожалением и болью звучат строки:
А мы несем свой быт, как крест,
Не видя ничего окрест,
И на вопрос один ответ:
Расчеты, рынки и обед.
А рядом – совсем другой мир, который видят глаза поэтессы:
Куст багряный обжигает взоры,
Золотой – как будто солнце льет,
По прозрачным и седым просторам
Тихо осень мудрая бредет.
Несколько слов хочется сказать об интимной лирике. Стихов этой тематики в сборнике немного. Но они обращают на себя внимание светлой грустью, целомудрием и сдержанностью в раскрытии чувств. Лишь легкими художественными мазками, тонкими линиями очерчены события, связанные с любовными переживаниями лирической героини: «Этот поздний подарок судьба / Подарила двум творческим душам», «Иду по улице любви,/ Тобой забытой», «Она осталась там, в году прошедшем, / Растаяла снежинкой на ветру» (о любви). Однако за всей этой недосказанностью, недоговоренностью ощущается страстность души и сердца, глубина чувств, гордость истинной Женщины, до конца осознающей свою извечную власть над мужчиной:
Ты придешь и рухнешь на колени.
И попросишь у меня прощенья…
Ты ко мне напрасно тянешь руку
За моей любовью – подаяньем.
Описание лирических чувств героини происходит на фоне гармоничного слияния их с картинами природы, последние оттеняют и дополняют эти чувства: счастливые отношения – на фоне ликующего мира: цветущих, «в розовой пене» садов, весенней бушующей грозы; умирающая любовь – тающая на ветру снежинка, «снежная битва», «колкие снега».
Любовь для поэтессы - это не только сфера личных переживаний, это чувство всеобъемлющее. В своем творчестве, прозе и стихах, она исповедует преданную любовь и восхищение Крымом, что совсем не удивительно. Какая-то особая красота полуострова, его ни с чем не сравнимая энергетика во все времена вдохновляла поэтов, писателей, художников.
В сборнике «Зимний костер» Галина Печаткина не раз признается в любви к различным местам южной земли. Очень реалистично выглядят, например, поэтические зарисовки Алупки:
Вдруг пахнуло Алупкой,
Ароматом предгорий.
Это запах магнолий,
Кипарисов и моря.
Кутерьма переулков,
Путь падений и взлетов,
Ощущенье уюта
И стремленье к полету.
Не менее притягателен для автора и восточный Бахчисарай, полный тайн и видений прошлого:
Минарета игла и старинные стены
Помнят смех победителей, стоны рабов,
Бесполезные жалобы пленниц гарема,
Увезенных насильно с родных берегов.
И хотя «ныне тихо вокруг, и везде запустенье», «повелители спят, их безмолвны гробницы», все же
Этот город восточный – истории сторож,
И да будет он вечен под крымской луной.
Искренне, сердечно звучат слова-признания, слова любви не только к древнему городу, но всему Крыму:
В этот древний покой, в эту музыку капель
Я вплету своих строчек нехитрую вязь,
Чтоб кому-то воздать, чтобы как-то прославить
С этой крымской землей свою кровную связь.
В философской и гражданской лирике автора несомненный интерес вызывают стихи-размышления о роли поэта в обществе. Галина Печаткина считает миссию Поэта не только счастливым уделом («Какое счастье – быть поэтом!»), но и чрезвычайно ответственным. Поэту дан «талант прозренья», благодаря которому он проникает в самую суть явлений и обостренным восприятием ощущает в полной мере то, что не подвластно простому обывателю. Следовательно, поэт должен быть готов к бою с равнодушием и близорукостью. Интересно в этом смысле стихотворение «Защити меня, стих…». Названная строка рефреном пронизывает и соединяет все произведение в единую страстную молитву, обращенную к стиху-талисману. Автор верит, что поэзия, чистая и высокая, способна защитить от лжи, зависти и обмана, «обещаний пустых», «от неверных друзей», а главное – она дает силы
«… не солгать,
Принимать честно бой
И на крестных путях
Оставаться собой».
В этой же связи привлекает внимание ряд лаконично-изящных четверостиший, по форме стоящих в сборнике несколько особняком. Среди афористичных строк («В век великих разобщений / Не тела нужны, а души», «Вся наша жизнь в преодоленье / Болезней, зависти и лени») трудно не согласиться и с этой строкой: «Каждый проходит своей дорогой, /Каждый несет свой крест». А крест избранного поэтической Музой – это особенно трудная ноша СО-чувствия, СО-переживания, Со-творчества. Всю суть предназначения Поэта Г. Печаткина сумела заключить в одном катрене:
Почувствовать ступнями стон земли.
Услышать сердцем боль другого сердца,
Напев дождя и разговор листвы
И сохранить в душе восторги детства –
Таков поэт.
Как видим, извечные темы поэзии, о которых шла речь, будь то размышления о современном мире, взаимоотношениях людей, любовные переживания или поиски отдохновения в щедрости и красоте земли, осмысление своего места в жизни как поэта и человека, выбравшего писательскую стезю – все это Галина Печаткина раскрывает через призму своего творческого и личностного «я». Привносит в них свой Дух, свою индивидуальность, свои оттенки восприятия мира.
Выразить поэтическим языком свои мысли, убеждения, чувства в разговоре с читателем автору помогают многие художественные приемы. Хочу отметить умелое использование целого ряда стилистических фигур. Среди них анафоры, упоминавшиеся уже рефрены, придающие стихам взволнованный, эмоциональный тон. С этой же целью довольно часто используются поэтессой многосоюзие, риторические вопросы и восклицания. Безусловно, украшает поэтическую речь, придает ей в нужные моменты торжественность, «лексическую высоту» перифраз (вместо «вспоминаю» - у автора : «я книгу памяти листаю», листья не падают, а «освобождают прежние квартиры», месяц – «страж двурогий» и др.).
Предмет особой любви поэтессы – окружающая природа, и автор, не скупясь, наделяет ее всеми признаками человеческого существа, близкого друга. Окружающий мир олицетворен: он дышит, живет, чувствует («Сосульки вмиг засуетились», «Седеют звонкие леса», «Бушуют зимние ветра, / Ломая у деревьев руки», «Дождливый октябрь в плохом настроенье», «И капает на зимнее оконце / Весны грядущей первая слеза»).
Создавать в стихах поэтические картины Галине Печаткиной помогают как архетипы («Подари мне цветы: / Колокольчиков – звон…», «Царственные ели…/ В белоснежных шубах…»), так и совсем свежие поэтические находки («васильковый рассвет», темно-красная роза – «словно смуглая цыганка», «музыка усталых хризантем», «звуки замерзают в тишине» и многие другие).
Обращает на себя внимание увлечение автора цветовой гаммой, словесное рисование на мольберте-странице, позволяющие читателю ярче представить зрительные образы, навеянные поэтической строкой: «акварельные краски заката», «розовые стихи», «куст багряный обжигает взоры», осень «Смешала все краски на пестрой палитре: / Малиновый с красным и желтый с зеленым».
Среди достоинств и особенностей сборника хочется отметить хрупкую музыкальность стиха. Она проявляется в выбранных ритмах, размерах, жанрах ( романс, колыбельная), словесно-поэтических образах: «Я лиру настрою / И звук из нее извлеку», «Осеннюю песню играет оркестрик / Пернатых солистов…и очень искусно», «А в душе вдруг рождается музыка, / На снегу черной стайкой вороны, / Точно ноты, под музыку кружатся», «Небесный музыкант на виолончели / Настраивает на весенний лад».
Прочитаны последние страницы сборника стихов «Зимний костер». Настроение сопричастности к мыслям и чувствам поэтессы продолжает жить. Предлагаю это ощутить всем, кто любит поэзию. Объясняют это состояние слова Джона Констебля, ставшие одним из эпиграфов сборника: «Только язык сердца понятен всем». Вот и книги Галины Печаткиной, написанные сердцем и душой, так любимы и востребованы настоящими и, я уверена, будущими читателями.
Словно птицы над бездной,
Стихов моих строчки летают,
Ведь они рождены от биения сердца и слез,
Только в них моя жизнь тайный смысл обретает,
Раз поэтом родиться на этой земле довелось.
Елена Осминкина. Симферополь.
В случае возникновения Вашего желания копировать эти материалы из сервера „ПОЭЗИЯ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ УКРАИНЫ” с целью разнообразных видов дальнейшего тиражирования, публикаций либо публичного озвучивания аудиофайлов просьба НЕ ЗАБЫВАТЬ согласовывать все правовые и другие вопросы с авторами материалов. Правила вежливости и корректности предполагают также ссылки на источники, из которых берутся материалы.