Опублiковано: 2007.08.01
Виктория ТИЩЕНКО
ГОРОД ЛИСТЬЕВ ЛЕОНИДА БОРОЗЕНЦЕВА
Одна моя знакомая флористка – Татьяна Бердник, которая делает пейзажи из засушенных растений, признавалась, что не может равнодушно гулять по осеннему парку. Она собирает опавшие листья и, любуясь их необычной фактурой, придумывает сюжеты для своих будущих картин. Наверное, примерно так поступает и поэт Леонид Борозенцев. Подбирая «опавшие мгновения» наших серых будней, он улавливает каждый их «тончайший штрих», каждую, даже едва заметную грань, и – строит город… Называется это «архитектурно-поэтическое сообщество» – «ЛистополЪ».
…А осень «кашляет в рыжий парик». Она «к нам не идет – вползает саламандрой в тугие сети Интернетных лихих мозаик». И – тучи в ноябре «косятся на мерзлые окна, пересекая полгорода вплавь, как в тростнике заблудившийся окунь». Читая такие строки Леонида Борозенцева, начинаешь по-иному смотреть на будничный, суетливый, «малопоэтичный» «реальный полис»… В борозенцевском «ЛистополЕ» веришь, что действительно существует замеченное Леонидом «Двойное дно обыденности чувств». С одной стороны, обыденность нагоняет на людей тоску, но с другой стороны неспешный ход негромких событий способствует сосредоточению (медитации), и помогает увидеть «другую действительность» – столь необходимую не только поэтам, но и вовсе не имеющим отношения к творчеству людям. Глядя на уличную пыль, «трещинки» сухих газонов, можно даже… угадывать будущее – «Земля потрескалась. По линиям судьбы уже читаются грехи и приговоры». (Вот бы эти строки Леонида Борозенцева прочесть киевскому художнику Александру Куриненко, у которого есть серия полотен «Знаки Земли»! Творцы часто думают об одном и том же. Но выражают свои мысли разными способами…).
Кстати, о совпадениях. Некоторые образы Леонида мне очень близки. «Иконы окон золотит закат» – Борозенцев. «Словно раны сорванных иконок» – мое. (Стихотворение есть на http://www.okm.ru). Или вот – «И тучные холмы небесных стад» (Борозенцев). Есть похожее и у меня: «Стада осенних серых туч на небо нагайкою сгоняет ураган» (стихотворение «Нагая осень…», опубликованное на сайте http://www.litsovet.ru).Потому ли мне так комфортно гостить в «ЛистополЕ» Борозенцева? Наверное, не только поэтому…
Нравится мне здешняя архитектура, прочные и в то же время очень изящные «здания»-стихи. Многие «кирпичики» – метафоры, сравнения и эпитеты – сделаны из очень ценного материала, добытого в недрах поэтической Фантазии, и скреплены между собой прочным «цементом» – интересной рифмой. Совершенно забываются всевозможные высказывания современников о том, что «поэзия, дескать, переживает застой», что «ничего нового в сфере стихотворчества нет». Ну разве не новизна – борозенцевские рифмы «вползает – мозаик», «мелководье – преисподней»?! Между прочим, насчет последней «пары созвучий»… В свое время Александр Блок писал о том, что удачная рифма органична не только «по звучанию», но и по смыслу (привожу его высказывание не дословно, а «приблизительно»). Рифма «мелководье – преисподней» очень органична и, по сути, уже отдельное стихотворение! И, конечно, самое сильное в «борозенцевских зданиях» - это образы. Несмотря на то, что все строения очень хороши, есть такие, к которым хочется вернуться не один раз. Такие в «ЛистополЕ» для меня «FOTO» («Осень – внезапная вспышка обиды»), «Засуха», «Это ж надо – и ты подметил…», «Серебряное блюдечко Луны». Ну а мимо «стиходома» «Твои крылья – на тоненьких шелковых нитках…» невозможно пройти без слез. Это стихи, которые не обсуждаются, потому что они словно написаны самой болью, самой жизнью…
Кстати, приведенное в начале этой заметки сравнение с флористикой появилось не случайно. Кажется, что как и художники, «рисующие» картины растениями, Борозенцев работает только с природными материалами. При своей яркости, необычности, его строки (за редким исключением!) очень естественны. И даже «технократический неологизм» – «чатится» («осень чатится листопадом») – словно навеян самой Природой и читается так, словно он существовал в русском языке давным-давно, еще до изобретения компьютеров, модемов и мобильных телефонов.
Нравится мне и климат в «ЛистополЕ». Здесь светит бархатное солнце, идут негромкие дожди, застывает ночная прохлада. Чего не хватает? Наверное, бури, шквального ветра, жилистых молний, после которых наступают удивительные прозрачность и ясность. Но ведь город небольшой – всего лишь 32 «улицы»-страницы – и, наверное, у автора есть и другие, построенные им «стихотворные селения», где погода совершенно иная. А если нет – ну что ж, есть и другие страны, а эту, где «вырос» «ЛистополЪ» нужно принимать такой, какая она есть, потому что она появилась «по велению сердца» поэта. Остается только взобраться на верхушку одного из домов-«тростинок», забросить удочку и ждать, когда приплывет «туча-окунь» и принесет на своем плавнике новую книгу Леонида Борозенцева…
Виктория ТИЩЕНКО,
поэтесса
…А осень «кашляет в рыжий парик». Она «к нам не идет – вползает саламандрой в тугие сети Интернетных лихих мозаик». И – тучи в ноябре «косятся на мерзлые окна, пересекая полгорода вплавь, как в тростнике заблудившийся окунь». Читая такие строки Леонида Борозенцева, начинаешь по-иному смотреть на будничный, суетливый, «малопоэтичный» «реальный полис»… В борозенцевском «ЛистополЕ» веришь, что действительно существует замеченное Леонидом «Двойное дно обыденности чувств». С одной стороны, обыденность нагоняет на людей тоску, но с другой стороны неспешный ход негромких событий способствует сосредоточению (медитации), и помогает увидеть «другую действительность» – столь необходимую не только поэтам, но и вовсе не имеющим отношения к творчеству людям. Глядя на уличную пыль, «трещинки» сухих газонов, можно даже… угадывать будущее – «Земля потрескалась. По линиям судьбы уже читаются грехи и приговоры». (Вот бы эти строки Леонида Борозенцева прочесть киевскому художнику Александру Куриненко, у которого есть серия полотен «Знаки Земли»! Творцы часто думают об одном и том же. Но выражают свои мысли разными способами…).
Кстати, о совпадениях. Некоторые образы Леонида мне очень близки. «Иконы окон золотит закат» – Борозенцев. «Словно раны сорванных иконок» – мое. (Стихотворение есть на http://www.okm.ru). Или вот – «И тучные холмы небесных стад» (Борозенцев). Есть похожее и у меня: «Стада осенних серых туч на небо нагайкою сгоняет ураган» (стихотворение «Нагая осень…», опубликованное на сайте http://www.litsovet.ru).Потому ли мне так комфортно гостить в «ЛистополЕ» Борозенцева? Наверное, не только поэтому…
Нравится мне здешняя архитектура, прочные и в то же время очень изящные «здания»-стихи. Многие «кирпичики» – метафоры, сравнения и эпитеты – сделаны из очень ценного материала, добытого в недрах поэтической Фантазии, и скреплены между собой прочным «цементом» – интересной рифмой. Совершенно забываются всевозможные высказывания современников о том, что «поэзия, дескать, переживает застой», что «ничего нового в сфере стихотворчества нет». Ну разве не новизна – борозенцевские рифмы «вползает – мозаик», «мелководье – преисподней»?! Между прочим, насчет последней «пары созвучий»… В свое время Александр Блок писал о том, что удачная рифма органична не только «по звучанию», но и по смыслу (привожу его высказывание не дословно, а «приблизительно»). Рифма «мелководье – преисподней» очень органична и, по сути, уже отдельное стихотворение! И, конечно, самое сильное в «борозенцевских зданиях» - это образы. Несмотря на то, что все строения очень хороши, есть такие, к которым хочется вернуться не один раз. Такие в «ЛистополЕ» для меня «FOTO» («Осень – внезапная вспышка обиды»), «Засуха», «Это ж надо – и ты подметил…», «Серебряное блюдечко Луны». Ну а мимо «стиходома» «Твои крылья – на тоненьких шелковых нитках…» невозможно пройти без слез. Это стихи, которые не обсуждаются, потому что они словно написаны самой болью, самой жизнью…
Кстати, приведенное в начале этой заметки сравнение с флористикой появилось не случайно. Кажется, что как и художники, «рисующие» картины растениями, Борозенцев работает только с природными материалами. При своей яркости, необычности, его строки (за редким исключением!) очень естественны. И даже «технократический неологизм» – «чатится» («осень чатится листопадом») – словно навеян самой Природой и читается так, словно он существовал в русском языке давным-давно, еще до изобретения компьютеров, модемов и мобильных телефонов.
Нравится мне и климат в «ЛистополЕ». Здесь светит бархатное солнце, идут негромкие дожди, застывает ночная прохлада. Чего не хватает? Наверное, бури, шквального ветра, жилистых молний, после которых наступают удивительные прозрачность и ясность. Но ведь город небольшой – всего лишь 32 «улицы»-страницы – и, наверное, у автора есть и другие, построенные им «стихотворные селения», где погода совершенно иная. А если нет – ну что ж, есть и другие страны, а эту, где «вырос» «ЛистополЪ» нужно принимать такой, какая она есть, потому что она появилась «по велению сердца» поэта. Остается только взобраться на верхушку одного из домов-«тростинок», забросить удочку и ждать, когда приплывет «туча-окунь» и принесет на своем плавнике новую книгу Леонида Борозенцева…
Виктория ТИЩЕНКО,
поэтесса
У випадку виникнення Вашого бажання копiювати цi матерiали з серверу „ПОЕЗIЯ ТА АВТОРСЬКА ПIСНЯ УКРАЇНИ” з метою рiзноманiтних видiв подальшого тиражування, публiкацiй чи публiчного озвучування аудiофайлiв прохання не забувати погоджувати всi правовi та iншi питання з авторами матерiалiв. Правила ввiчливостi та коректностi передбачають також посилання на джерело, з якого беруться матерiали.