укр       рус
Авторiв: 415, творiв: 44612, mp3: 334  
Архівні розділи: АВТОРИ (Персоналії) |  Дати |  Україномовний текстовий архiв |  Російськомовний текстовий архів |  Золотий поетичний фонд |  Аудiоархiв АП (укр+рос) |  Золотий аудiофонд АП |  Дискографiя АП |  Книги поетiв |  Клуби АП України |  Лiтоб'єднання України |  Лiт. газета ресурсу
пошук
вхiд для авторiв       логін:
пароль:  
Про ресурс poezia.org |  Новини редколегiї ресурсу |  Загальний архiв новин |  Новим авторам |  Редколегiя, контакти |  Потрiбно |  Подяки за допомогу та співробітництво
Пізнавальні та різноманітні корисні розділи: Аналiтика жанру |  Цікаві посилання |  Конкурси (лiтпремiї) |  Фестивалi АП та поезiї |  Літературна періодика |  Книга гостей ресурсу |  Найцiкавiшi проекти |  Афіша концертів (виступів) |  Iронiчнi картинки |  Цікавинки і новини звідусіль |  Кнопки (банери) ресурсу

Роздрукувати матерiал
Опублiковано: 2006.12.13


Марина Ветрова

В книге мира - моя страница...


Предисловие к сборнику «Светотень»

Вы держите в руках небольшую книжку – поэтический сборник «Светотень». Вам предстоит знакомство с новым автором, с еще одним взглядом на мир, с ярким, запоминающимся талантом.
Под этой обложкой – не просто стихи. Это – голос сердца, облеченный в поэтические строки. Сердца горячего, любящего, тоскующего, взыскующего Бога и не находящего Его. Читать эти стихи не так-то просто. Здесь нужен особый дар – сопереживания, сочувствия. Необходима и добрая воля читателя – понять и принять книгу и ее автора.
Стихи М. Матвеевой имеют удивительную особенность: они не оставляют людей равнодушными; они как «осколки» врезаются в память, в сердце. Многие из них ранят, но раны эти помогают нашим душам очнутся от теплохладного забвения, в котором, к сожалению, пребывает большинство из нас. От этих стихов нельзя отмахнуться, звучание их подобно набату. Что же делает их такими глубокими и такими пронзительными? Конечно же личность автора и своеобразие его поэтического дарования. Поэзия М. Матвеевой – это выражение стихии человеческих чувств, безудержности порывов души от самых высоких и чистых – до самых ничтожных.
Название – «Светотень»-- очень идет к сборнику, помогает через образ, через точно найденное слово понять, пожалуй, основную черту этой книги, в которой, как и в душе человека, соединены две бездны. Это столкновение крайностей и делает сборник таким ярким и своеобразным.
Уже в первом стихотворении встречаются свет и тень, «свет радости весенней» и «тень живой печали», и, встретившись, более не расстаются, пронизывая «светотенью» весь сборник.
Книга имеет трехчастную композицию. Это три различных этапа в становлении лирической героини, в истории ее души.
Часть первая – это вступление человека в мир и его самоопределение в окружающей действительности. Ощутив себя самостоятельной личностью, лирическая героиня обращается к миру, входит в него с намерением других посмотреть и себя показать. Она открыта, готова впустить людей в свое сердце, полюбить их, жить и творить вместе с ними. Первые ее шаги в мире радостны. Стихотворение, открывающее сборник, -- «Солнце» – это приветствие, утверждение себя в мире. Героиня осознает себя и импрессионисткой, и экспрессионисткой, но не столько в плане творчества, сколько в самом образе жизни. Получение впечатлений и выражение своего «я» – вот ее главные занятия. Да и стихи – это пока лишь только «взрыв самовыраженья».
Но присмотревшись к реалиям этого мира, героиня меняется. Она осознает свою непохожесть, несоответствие заданному шаблону и, как следствие, -- враждебность серого большинства, непонимание, отвергнутость. Во многих стихотворениях первой части говорится об одиночестве:  
Солнце скрывается в тучах повседневности, мир представляется серым, холодным, враждебным. Вместо «Солнца» появляется «Луна», но она взирает на землю с «кривой усмешкой», лишенной всякого сочувствия.
Однако лирическая героиня не впадает в пессимизм, не разочаровывается в жизни, не теряет к ней интерес. Тематика стихотворений первой части чрезвычайно многообразна. Картины повседневности («Утро», «Вечер») сменяются размышлениями о жизненном круговороте («Ты плакала над сломанною куклой…»); светлые детские воспоминания («Озорное время года – детство…») – болью разлуки («Расстояние – 99) и осознанием несправедливости мира людей («Кто умеет любить? Одинокие Золушки…).
Не найдя в повседневной земной реальности того, что искала, лирическая героиня становится мудрее, отказывается от детских надежд, и в то же время чувствует тоску по небу; душа вспоминает о своей настоящей родине и стремится к ней («то не крылья ли за спиной?»).Быть может, поэтому в этих стихах так много «крылатых», «птичьих» образов.
Вторая часть сборника – цикл «Крестоношение» – это вопль, обращенный к Богу и в то же время бунт против Него. Лирическая героиня – это человек «без кожи», слишком остро чувствующий не только свою, но и чужую боль. Осмотревшись в мире, и увидев столько страданий, она бросает Небу вызов:
Молниями горя / Передернут свет.
Если есть такое/ Значит, Бога нет.
Ослепленная своим и чужим горем, лирическая героиня теряет ощущение присутствия Божия. Стихи этого цикла – необыкновенно сильное и точное выражение чувства богооставленности. Человек, потеряв Бога,  теряет и смысл жизни; все вокруг становится пустым для него:
Свет, Любовь – химеры…/ Пусто… Пусто как.
Единственное , что остается такому человеку – забыться в «жизни-омуте», найти утешение в «снах под димедрол» и «истинной дружбе через интернет».
Стихи цикла «Крестоношение» необычайно важны. Они, как электрический заряд, встряхивают читателя, открывают глаза на суть нашей жизни. Ведь так, в безбожном забытьи живет, к сожалению, большинство из нас. Стихи М. Матвеевой указывают на духовную причину современного разложения общества – человек потерял Бога.
Понимая, что жизнь без Бога влечет человека в бездну, героиня сборника не может принять Его, полюбить Его, довериться Ему. Между ней и Богом – пропасть зла, страданий, боли, которые существуют на земле. Жизненно необходимым становится ответ на извечный вопрос – кто виноват? Героиня мечется из стороны в сторону, то обвиняя во всем Бога («Вырви глаза! Чтоб не видели боль/ Мира, не вылеченного Тобой…»), то осознавая вину людей («Больно Богу от грешной молитвы…»).
Этот вызов Небу сродни бунту Ивана Карамазова; стихи сборника нередко повторяют строки Достоевского буквально дословно. Но в отличие от Ивана, кончившего безумием, лирическая героиня Марины Матвеевой находит в себе силы принять крест, возложенный свыше, и, окрепнув, обретя силу духа, выйти на новый путь в поиске ответа на вечные вопросы мироздания:
Только теперь я сломаюсь едва ли ./  Крестоношение. Плечи из стали.
Третья часть сборника рассказывает о  странствиях человека в поисках Истины. Начинается это путешествие с распутья: «Я стою на перекрестке..» – так начинается первое стихотворение, в котором, приняв крест («зато не ноль!»), героиня бросает еще один вызов, но уже не Богу, а жизни:
Нет,
Я с тобой еще сыграю,
Жизнь – заброшенная штольня…
Переплавив боль в силу, героиня начинает восхождение из мрака, из бездны вверх, к свету.
Не найдя ответа на мучившие ее вопросы, героиня воспринимает жизнь как абсурд. Ощущение необъяснимости, бессмысленности бытия проявляется во многих стихотворениях, иногда открыто:
…рву эту жизнь,
что от рождения до самой старости
в абсурде лежит
но чаще завуалированно: через иронию и уклон в авангардизм ?????. Вместе с тем появляется и юмор, чего раньше не было. Это смех и над собой («Да, я знаю, что я гений..») и над жизнью. Взгляд на мир становится более легким, философским, отстраненным. Иногда возвращается прежнее, «карамазовское»:
Темная половина
Есть у любого солнца
Темная половина
В правелном сердце бьется.
Но, не смотря на это, продолжается поиск гармонии, приведший героиню в горы («Демерджи, Июль 2002»), где
Пыль души, что скопилась за тысячу лет,
Унесет буйный ветер и выжжет рассвет.
Красота сотворенной Богом Земли примиряет бунтующую душу человека с Творцом. В сравнении луговых цветов с частицами солнца, неба, облаков красота Земли предстает как отражение красоты небесной.
В стихотворении, завершающем третью часть и весь сборник для героини открывается новый выход – покинуть свое укрытие и еще раз вступить в мир, но уже совершенно иной, чем в начале книги, и с иной целью – не для «самовыражения», а для творческого участия в реальном изменении мира к лучшему.
Пожалуй, можно сравнить сборник «Светотень» с шарадой. Первая часть – это свет, то есть мир, Земля, а также свет души. Вторая часть – тень. Это тьма в окружающем мире и в сердце человека. Третья часть – светотень – это соединение света и тени, принятие того, что мир состоит из обеих этих частей, и поиск пути к Свету Неземному.
Отдельного разговора требует развитие любовной темы в сборнике «Светотень». Стихотворений о любви в книге очень много. «Вокруг любви вращается Земля» – вращается и творчество Марины Матвеевой. Все те изменения, взлеты и падения, которые случаются с лирической героиней, происходят именно из-за любви, и влюбовных стихотворениях проявляются особенно ярко.
В первой части юная героиня в своем первом большом путешествии по жизни встречает разную любовь: и счастливую («На двоих у нас сердце одно»), и несчастную: («Птицы поймали свет…»), познает боль непонимания между близкими людьми («Я тебе подарил ожерелье и розы…»). Здесь же появляется восприятие любви как креста, который возникает из пересечения двух жизненных путей, то есть встреча и любовь двух людей обязательно сопровождается крестом:
Наши судьбы, словно крест,
Пересеклись в одной лишь точке…
Кроме этого, в первой части появляется мотив принятия любимого человека как спасение:
К сожаленью, не знающий,
Кто из нас – чье спасенье.
Вторая часть содержит главным образом стихи о любви, как о кумиротворении; об обожествлении любимого человека («Я ему поклоняюсь как Богу…»). Происходит столкновение между осознанием пагубности такого чувства и неспособностью человека победить в себе эту страсть. Героиня понимает, что спасение за счет другого человека оказывается обманом («Не ты ли тот, кто меня спасет?..»), но в то же время стремится спасти того, кого любит, любой ценой, даже ценой собственной души («Новая Магдалина»).
В третьей части происходит крушение кумиров: целый ряд стихотворений развенчивает героев прежних романов, вскрывает их ничтожную суть. Возникает здесь и протест против любви как ограничения личной свободы и утраты индивидуальности. Выбор между любовью и свободой – тема многих стихотворений. Но отказ от прежних иллюзий не приводит героиню к окончательному разочарованию в любви – остается надежда. И хочется верить, что она не обманет.
Мы надеемся, что поэтический голос Марины Матвеевой будет услышан, что эта книга найдет своего читателя и станет .










































Предисловие к сборнику «Светотень»

Вы держите в руках небольшую книжку – поэтический сборник «Светотень». Вам предстоит знакомство с новым автором, с еще одним взглядом на мир, с ярким, запоминающимся талантом.
Под этой обложкой – не просто стихи. Это – голос сердца, облеченный в поэтические строки. Сердца горячего, любящего, тоскующего, взыскующего Бога и не находящего Его. Читать эти стихи не так-то просто. Здесь нужен особый дар – сопереживания, сочувствия. Необходима и добрая воля читателя – понять и принять книгу и ее автора.
Стихи М. Матвеевой имеют удивительную особенность: они не оставляют людей равнодушными; они как «осколки» врезаются в память, в сердце. Многие из них ранят, но раны эти помогают нашим душам очнутся от теплохладного забвения, в котором, к сожалению, пребывает большинство из нас. От этих стихов нельзя отмахнуться, звучание их подобно набату. Что же делает их такими глубокими и такими пронзительными? Конечно же личность автора и своеобразие его поэтического дарования. Поэзия М. Матвеевой – это выражение стихии человеческих чувств, безудержности порывов души от самых высоких и чистых – до самых ничтожных.
Название – «Светотень»-- очень идет к сборнику, помогает через образ, через точно найденное слово понять, пожалуй, основную черту этой книги, в которой, как и в душе человека, соединены две бездны. Это столкновение крайностей и делает сборник таким ярким и своеобразным.
Уже в первом стихотворении встречаются свет и тень, «свет радости весенней» и «тень живой печали», и, встретившись, более не расстаются, пронизывая «светотенью» весь сборник.
Книга имеет трехчастную композицию. Это три различных этапа в становлении лирической героини, в истории ее души.
Часть первая – это вступление человека в мир и его самоопределение в окружающей действительности. Ощутив себя самостоятельной личностью, лирическая героиня обращается к миру, входит в него с намерением других посмотреть и себя показать. Она открыта, готова впустить людей в свое сердце, полюбить их, жить и творить вместе с ними. Первые ее шаги в мире радостны. Стихотворение, открывающее сборник, -- «Солнце» – это приветствие, утверждение себя в мире. Героиня осознает себя и импрессионисткой, и экспрессионисткой, но не столько в плане творчества, сколько в самом образе жизни. Получение впечатлений и выражение своего «я» – вот ее главные занятия. Да и стихи – это пока лишь только «взрыв самовыраженья».
Но присмотревшись к реалиям этого мира, героиня меняется. Она осознает свою непохожесть, несоответствие заданному шаблону и, как следствие, -- враждебность серого большинства, непонимание, отвергнутость. Во многих стихотворениях первой части говорится об одиночестве:  
Солнце скрывается в тучах повседневности, мир представляется серым, холодным, враждебным. Вместо «Солнца» появляется «Луна», но она взирает на землю с «кривой усмешкой», лишенной всякого сочувствия.
Однако лирическая героиня не впадает в пессимизм, не разочаровывается в жизни, не теряет к ней интерес. Тематика стихотворений первой части чрезвычайно многообразна. Картины повседневности («Утро», «Вечер») сменяются размышлениями о жизненном круговороте («Ты плакала над сломанною куклой…»); светлые детские воспоминания («Озорное время года – детство…») – болью разлуки («Расстояние – 99) и осознанием несправедливости мира людей («Кто умеет любить? Одинокие Золушки…).
Не найдя в повседневной земной реальности того, что искала, лирическая героиня становится мудрее, отказывается от детских надежд, и в то же время чувствует тоску по небу; душа вспоминает о своей настоящей родине и стремится к ней («то не крылья ли за спиной?»).Быть может, поэтому в этих стихах так много «крылатых», «птичьих» образов.
Вторая часть сборника – цикл «Крестоношение» – это вопль, обращенный к Богу и в то же время бунт против Него. Лирическая героиня – это человек «без кожи», слишком остро чувствующий не только свою, но и чужую боль. Осмотревшись в мире, и увидев столько страданий, она бросает Небу вызов:
Молниями горя / Передернут свет.
Если есть такое/ Значит, Бога нет.
Ослепленная своим и чужим горем, лирическая героиня теряет ощущение присутствия Божия. Стихи этого цикла – необыкновенно сильное и точное выражение чувства богооставленности. Человек, потеряв Бога,  теряет и смысл жизни; все вокруг становится пустым для него:
Свет, Любовь – химеры…/ Пусто… Пусто как.
Единственное , что остается такому человеку – забыться в «жизни-омуте», найти утешение в «снах под димедрол» и «истинной дружбе через интернет».
Стихи цикла «Крестоношение» необычайно важны. Они, как электрический заряд, встряхивают читателя, открывают глаза на суть нашей жизни. Ведь так, в безбожном забытьи живет, к сожалению, большинство из нас. Стихи М. Матвеевой указывают на духовную причину современного разложения общества – человек потерял Бога.
Понимая, что жизнь без Бога влечет человека в бездну, героиня сборника не может принять Его, полюбить Его, довериться Ему. Между ней и Богом – пропасть зла, страданий, боли, которые существуют на земле. Жизненно необходимым становится ответ на извечный вопрос – кто виноват? Героиня мечется из стороны в сторону, то обвиняя во всем Бога («Вырви глаза! Чтоб не видели боль/ Мира, не вылеченного Тобой…»), то осознавая вину людей («Больно Богу от грешной молитвы…»).
Этот вызов Небу сродни бунту Ивана Карамазова; стихи сборника нередко повторяют строки Достоевского буквально дословно. Но в отличие от Ивана, кончившего безумием, лирическая героиня Марины Матвеевой находит в себе силы принять крест, возложенный свыше, и, окрепнув, обретя силу духа, выйти на новый путь в поиске ответа на вечные вопросы мироздания:
Только теперь я сломаюсь едва ли ./  Крестоношение. Плечи из стали.
Третья часть сборника рассказывает о  странствиях человека в поисках Истины. Начинается это путешествие с распутья: «Я стою на перекрестке..» – так начинается первое стихотворение, в котором, приняв крест («зато не ноль!»), героиня бросает еще один вызов, но уже не Богу, а жизни:
Нет,
Я с тобой еще сыграю,
Жизнь – заброшенная штольня…
Переплавив боль в силу, героиня начинает восхождение из мрака, из бездны вверх, к свету.
Не найдя ответа на мучившие ее вопросы, героиня воспринимает жизнь как абсурд. Ощущение необъяснимости, бессмысленности бытия проявляется во многих стихотворениях, иногда открыто:
…рву эту жизнь,
что от рождения до самой старости
в абсурде лежит
но чаще завуалированно: через иронию и уклон в авангардизм ?????. Вместе с тем появляется и юмор, чего раньше не было. Это смех и над собой («Да, я знаю, что я гений..») и над жизнью. Взгляд на мир становится более легким, философским, отстраненным. Иногда возвращается прежнее, «карамазовское»:
Темная половина
Есть у любого солнца
Темная половина
В правелном сердце бьется.
Но, не смотря на это, продолжается поиск гармонии, приведший героиню в горы («Демерджи, Июль 2002»), где
Пыль души, что скопилась за тысячу лет,
Унесет буйный ветер и выжжет рассвет.
Красота сотворенной Богом Земли примиряет бунтующую душу человека с Творцом. В сравнении луговых цветов с частицами солнца, неба, облаков красота Земли предстает как отражение красоты небесной.
В стихотворении, завершающем третью часть и весь сборник для героини открывается новый выход – покинуть свое укрытие и еще раз вступить в мир, но уже совершенно иной, чем в начале книги, и с иной целью – не для «самовыражения», а для творческого участия в реальном изменении мира к лучшему.
Пожалуй, можно сравнить сборник «Светотень» с шарадой. Первая часть – это свет, то есть мир, Земля, а также свет души. Вторая часть – тень. Это тьма в окружающем мире и в сердце человека. Третья часть – светотень – это соединение света и тени, принятие того, что мир состоит из обеих этих частей, и поиск пути к Свету Неземному.
Отдельного разговора требует развитие любовной темы в сборнике «Светотень». Стихотворений о любви в книге очень много. «Вокруг любви вращается Земля» – вращается и творчество Марины Матвеевой. Все те изменения, взлеты и падения, которые случаются с лирической героиней, происходят именно из-за любви, и влюбовных стихотворениях проявляются особенно ярко.
В первой части юная героиня в своем первом большом путешествии по жизни встречает разную любовь: и счастливую («На двоих у нас сердце одно»), и несчастную: («Птицы поймали свет…»), познает боль непонимания между близкими людьми («Я тебе подарил ожерелье и розы…»). Здесь же появляется восприятие любви как креста, который возникает из пересечения двух жизненных путей, то есть встреча и любовь двух людей обязательно сопровождается крестом:
Наши судьбы, словно крест,
Пересеклись в одной лишь точке…
Кроме этого, в первой части появляется мотив принятия любимого человека как спасение:
К сожаленью, не знающий,
Кто из нас – чье спасенье.
Вторая часть содержит главным образом стихи о любви, как о кумиротворении; об обожествлении любимого человека («Я ему поклоняюсь как Богу…»). Происходит столкновение между осознанием пагубности такого чувства и неспособностью человека победить в себе эту страсть. Героиня понимает, что спасение за счет другого человека оказывается обманом («Не ты ли тот, кто меня спасет?..»), но в то же время стремится спасти того, кого любит, любой ценой, даже ценой собственной души («Новая Магдалина»).
В третьей части происходит крушение кумиров: целый ряд стихотворений развенчивает героев прежних романов, вскрывает их ничтожную суть. Возникает здесь и протест против любви как ограничения личной свободы и утраты индивидуальности. Выбор между любовью и свободой – тема многих стихотворений. Но отказ от прежних иллюзий не приводит героиню к окончательному разочарованию в любви – остается надежда. И хочется верить, что она не обманет.
Мы надеемся, что поэтический голос Марины Матвеевой будет услышан, что эта книга найдет своего читателя и станет .




























































































Опублiкованi матерiали призначенi для популяризацiї жанру поезiї та авторської пiснi.
У випадку виникнення Вашого бажання копiювати цi матерiали з серверу „ПОЕЗIЯ ТА АВТОРСЬКА ПIСНЯ УКРАЇНИ” з метою рiзноманiтних видiв подальшого тиражування, публiкацiй чи публiчного озвучування аудiофайлiв прохання не забувати погоджувати всi правовi та iншi питання з авторами матерiалiв. Правила ввiчливостi та коректностi передбачають також посилання на джерело, з якого беруться матерiали.


Концепцiя Микола Кротенко Програмування Tebenko.com |  IT Martynuk.com
2003-2024 © Poezia.ORG

«Поезія та авторська пісня України» — Інтернет-ресурс для тих, хто відчуває внутрішню потребу у власному духовному вдосконаленні