укр       рус
Авторiв: 415, творiв: 44612, mp3: 334  
Архівні розділи: АВТОРИ (Персоналії) |  Дати |  Україномовний текстовий архiв |  Російськомовний текстовий архів |  Золотий поетичний фонд |  Аудiоархiв АП (укр+рос) |  Золотий аудiофонд АП |  Дискографiя АП |  Книги поетiв |  Клуби АП України |  Лiтоб'єднання України |  Лiт. газета ресурсу
пошук
вхiд для авторiв       логін:
пароль:  
Про ресурс poezia.org |  Новини редколегiї ресурсу |  Загальний архiв новин |  Новим авторам |  Редколегiя, контакти |  Потрiбно |  Подяки за допомогу та співробітництво
Пізнавальні та різноманітні корисні розділи: Аналiтика жанру |  Цікаві посилання |  Конкурси (лiтпремiї) |  Фестивалi АП та поезiї |  Літературна періодика |  Книга гостей ресурсу |  Найцiкавiшi проекти |  Афіша концертів (виступів) |  Iронiчнi картинки |  Цікавинки і новини звідусіль |  Кнопки (банери) ресурсу

Роздрукувати матерiал
Опублiковано: 2008.07.03


Виктория Анфимова

Именем Малой академии




В 2008 году крымское краеведение будет отмечать 14 лет со дня смерти выдающего археолога, педагога, ученого, оставившего след не только в крымской науке, но и в сердцах своих воспитанников – Олега Ивановича Домбровского. Общение с этим интересным человеком обогащало собеседника, он охотно делился с каждым мыслями и идеями. Поэтому, вероятно, так к нему тянулась молодежь. Долгие годы Олег Иванович руководил археологическим кружком Областной детской туристической станции (сейчас - Крымский республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи). Нынешнее поколение сотрудников и их воспитанники помнят и чтят память об Олеге Ивановиче.
На занятии историко-краеведческого кружка, когда мы знакомились с историей жизни  Олега Ивановича, нас заинтересовал рассказ об открытии одной крымской пещеры, которой было присвоено имя Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» (МАН).
Выяснилось, в этом году исполняется 45 лет со дня этого удивительного открытия! Нам тоже захотелось хоть немного почувствовать себя первооткрывателями, и мы решили провести свою исследовательскую экспедицию и побывать в пещере МАН - чтобы почтить память О.И.Домбровского и узнать, в каком состоянии находится сейчас этот памятник природы и истории.

Необыкновенна крымская земля! Никогда не откроет все свои секреты сразу. Открытия в наше время случаются не очень часто, но все же бывают. В 1963 году в горах Крыма была открыта новая пещера карстового происхождения, названная, как уже упоминалось,  МАН -  в честь крымской научной юношеской организации "Малая академия наук". Кружковцы, юные археологи и исследователи, алуштинские и симферопольские школьники, воспитанники Олега Ивановича Домбровского, принимали самое активное участие в изучении этой пещеры. Вот и мы, юные историки-краеведы, отправились, спустя четверть столетия, по  их  следам.
Добравшись до Ангарского перевала, дальше двигаемся на северо-восток по грунтовой дороге, которая через 600 м подводит к памятнику строителям трассы Симферополь-Ялта. Дальше дорога ведет вдоль юго-восточных склонов горы Эльх-Кая, а через 2 км  поворачивает на север, при этом справа мы видим глубокую балку долины р. Демерджи. Идем по дороге и выходим на перевал между массивами Пахкал-Кая и Северная Демерджи. От перевала поднимаемся по западному склону Северной Демерджи по тропе, идущей в северо-восточном и северном направлении вдоль кромки леса. Через 1 км пути подходим к входу в пещеру. Путь совсем не длинный!
Пещера находится в западном обрыве горы Северная Демерджи в сравнительно диком, труднопроходимом и малопосещаемом месте. Она расположена высоко над дном заросшего лесом ущелья, по которому протекает небольшой ручей - приток горной речушки Ангары. Сверху, со стороны летних горных пастбищ, кромка скальных обрывов в районе пещеры прерывается, образуя небольшую седловину. Мы узнали, что эта особенность рельефа ещё в глубокой древности была использована человеком для устройства скотопрогонной тропы из долины на горные пастбища. Слабые следы этой тропы прослеживаются здесь и до настоящего времени. От неё отходит малозаметная тропинка, то вьющаяся по осыпи, то обходящая скальные выступы.
И вот наш отряд юных исследователей достиг цели. Проникнуть в пещеру можно или сверху, пробираясь к ней среди выступов и обрывов скал, или снизу, из ущелья, по очень крутому, каменистому, заросшему лесом склону. Вход в пещеру, обращенный на северо-запад, будто замаскирован огромными выступами скалы. Довольно высокая арка входа в пещеру открывается совершенно неожиданно за одним из  утёсов.
У всех  замирает сердце, и лишь наше прерывистое дыхание нарушает тишину. Вот она, пещера МАН! Один за другим мы входим внутрь. Сразу же арочным входом пещера расширяется и образует большой, слабо освещенный солнцем зал высотой 7-8 м. Его длина - 35 м, а ширина - до 5 м. Он заканчивается нагромождением крупных обломков скал, обвалившихся с потолка. Возвышаясь над полом пещеры на 4,5 м, завал образует в верхней части небольшую, сравнительно легко доступную площадку размером 2,5 х 2,8 м. Наиболее ловкие из нашего небольшого исследовательского отряда забрались на нее и выяснили, что это своеобразное, несколько напоминающее алтарь,  нагромождение глыб известняка примыкает к стене пещеры, на которой имеется ряд известковых натеков. Наибольший из них приходился на центр  площадки.
Из рассказа нашего руководителя мы знали, что на внешней, обращенной к выходу стороне этого известкового натека примерно на высоте 1 м от площадки-алтаря когда-то было высечено схематическое изображение человеческого лица - ровный круг диаметром 12 см, на котором углублениями были показаны глаза, нос и рот, а над изображением лица прямыми линиями древние люди высекли равносторонний крест. К нашему сожалению, сохранился лишь крест. Мы выяснили, что изображение лица на мягком известняковом натеке уже полностью уничтожено горе-туристами.
А ведь лицо божества, высеченного на стене пещеры - первая в Крыму находка такого рода! В этом изображении следует видеть прототип современной иконы с изображением лика святого. Крест - священный символ христианства, хотя изображения креста было известны тысячи лет назад. Ведь древние его изображения открыты и в погребальных каменных ящиках  курганов у Симферополя и Бахчисарая, и в наскальной росписи Таш-Аир, и в группе загадочных знаков двадцатиметровой шахты на Караби... Они хорошо датируются концом третьего – первой  половиной второго тысячелетия до нашей эры. Из уроков истории мы знали, что прежде чем стать священным символом христиан, крест был символом огня. Обычно он заключался в круг - символ солнца, так как в эпоху меди и бронзы культ «земного» огня был тесно связан с культом огня «небесного». Возможно, этот культ солнца в свою очередь восходит к концу древнекаменного века.
Обратимся к истории исследования пещеры. Во время раскопок на площадке, непосредственно под изображением лица и креста, на глубине 15 см в шурфе учеными был найден обломок стенки лепного сосуда и несколько костей каких-то крупных животных. Сосуд был с черной лощеной поверхностью. Ближе к входу в пещеру в этом же слое встречаются обломки раннесредневековых сосудов. Ниже залегает слой суглинка, насыщенный обломками лепной глиняной посуды с черной лощеной поверхностью. Резной линейный орнамент, характерный для кизил-кобинской культуры, позволил отнести эти находки к VII-VI векам до н.э.
В левом углу пещеры мы обнаружили большое темное отверстие. Это был колодец. Отсутствие специального альпинисткою снаряжения не позволило нам спуститься вниз, так мы знали, что его глубина достигает 30 метров. А жаль! Ведь там находился нижний зал с небольшим озерцом и целым лесом из небольших, высотой до 1,5 м сталактитов. Те исследователи, которые первыми побывали в нем, увидели, что вся центральная часть нижнего зала была усеяна костяками животных. Среди них преобладали черепа и кости конечностей, то есть именно те части туши животного, которые чаще всего приносились в жертву божеству. Очевидно, что кости были сброшены сюда сверху.
Труднодоступность пещеры, характер наскальных рисунков и  археологические материалы, добытые нашими предшественниками, убедительно свидетельствуют о том, что здесь находилось пещерное святилище, связанное с культом скотоводства. Об этом говорили многочисленные кости жертвенных животных и местоположение пещеры у скотопрогонной тропы, близ выхода на горные пастбище.
Мы попытались представить, какой была эта пещера много столетий тому назад. Очевидно,  в определенные дни весной, когда скот выгоняли на пастбище, и осенью, когда его возвращали вниз, в долину, здесь совершались жертвоприношения скотоводческому божеству, изображение которого было найдено в пещере. Жертвенных животных убивали перед входом, мясо их жарили, варили и поедали с соблюдением определенного ритуала. Череп же и ноги приносили в жертву подземному божеству: сбрасывали их в колодец через отверстие в алтаре... Просто мороз по коже!
Известный ученый, исследователь крымских пещер Владимир Николаевич Дублянский в своей книге «Вслед за каплей  воды» так пишет об исследовании нижнего зала: «Палеонтологическая группа сразу же натолкнулась на интересные находки. Рассортировав и определив все кости, найденные археологами в основании внутренней шахты, под алтарем, Юра Бачинский   подозрительно оглядел небольшое углубление, заполненное буровато-красной пещерной глиной.
-А ну-ка, Саша, копни здесь!
Воспитанник Олега Ивановича, Саша Ларионов, прикомандированный к Бачинскому как любитель всяких костей и древностей, копнул. С треском поднялась тонкая натечная корочка, покрывающая глину. Ещё несколько ударов киркой - и перед нами открылось скопление крупных, массивных костей!
- Медведь! - выдохнул Саша, увидев знакомке клыки, покрытые порыжевшей и потрескавшейся от времени эмалью. Пока мы общими силами раскапывали это уникальное местонахождение, Юра успел обнаружить в другом конце нижнего зала почти целые скелеты ещё двух медведей. Как эти звери угодили в нижний  этаж, осталось загадкой. Возможно, они свалились в него от входной галереи».
Пещера, очень интересная с исторической точки зрения, особенно для нас, юных краеведов, в гидрогеологическом отношении не представляет загадки. В два этажа, в меру мокрая. На верхнем этаже по стенам течет, и со сводов капает. Внимательный взгляд сразу заметит, что некогда пещера служила руслом подземной реки, существовавшей в недрах Демерджи-яйлы в том месте, где сейчас сияет глубокое ущелье меж горой Пахкал-Кая и двуглавой лесистой Юки-Тепе. Не эта ли река, что теперь течет по дну ущелья и впадает в Ангару, ревела во мраке древней пещеры МАН?
Пещера образовалась в известняках почти на границе с конгломератами по древнему разлому. В пустотах отлагался кальцит. Он блестит в рассеянном свете дня. В день заходящее солнце оказывается как раз против зева пещеры. Тогда в противоположном её конце высвечивается - фантастическая картина: нагромождение глыб древнего обвала, а над «хаосом» как бы ниша или лоджия, своего рода алтарь с престольным камнем или жертвенником посредине. Мы решили, что в следующем году обязательно постараемся прийти сюда именно в день летнего солнцестояния, чтобы это увидеть.
Археологи считают, что пещера служила святилищем кизилкобинцам. Человек, отправлявший культовые обряды в пещере, не был таким уж первобытным. Строил жилища в долинах, занимался примитивным земледелием и скотоводством.
Кому же поклонялись люди в своих пещерах-храмах? На этот счет единого мнения нет. Одни исследователи считают - богам воды, другие - Солнцу. Ведь крест - древний символ огня. А, скорее всего, поклонялись и тому, и другому. Возможно, древние скотоводы считали пещеру МАН «домом» солнца, поклонялись ему у алтаря (когда солнце высвечивало на нем свой символ), и воды (приносили водяному богу жертвы, сбрасывая их в колодец, где в нижнем этаже пещеры находится небольшое озерцо)…
Возвращались мы, очень довольные нашим путешествием. Пещера МАН, древнее скотоводческое святилище, произвела на нас очень большое впечатление. И даже усталость не мешала нам радоваться тому, что  мы приняли эстафету поколений – наша маленькая дружная экспедиция внесла свой вклад в исследование пещеры, узнала, как изменилась пещера через 25 лет после открытия!
Принято считать, что на земле практически не осталось белых пятен. Однако приходится признать, что до сих пор мы мало знаем о том, что лежит у нас буквально под ногами – об огромном мире пещер. Многие из них использовались в древности как святилища, и сейчас являются интереснейшими экскурсионными объектами. И чем менее известен объект, тем больший интерес он представляет для путешественников, особенно юных и пытливых.
Сегодняшние мановцы гордятся тем, что их предшественники – школьники 60-х годов - совершили такое удивительное открытие.  Мы считаем, что каждый школьник, юный краевед – член Малой Академии наук школьников Крыма «Искатель» - должен совершить такое путешествие и обязательно побывать в пещере имени Малой Академии!



Опублiкованi матерiали призначенi для популяризацiї жанру поезiї та авторської пiснi.
У випадку виникнення Вашого бажання копiювати цi матерiали з серверу „ПОЕЗIЯ ТА АВТОРСЬКА ПIСНЯ УКРАЇНИ” з метою рiзноманiтних видiв подальшого тиражування, публiкацiй чи публiчного озвучування аудiофайлiв прохання не забувати погоджувати всi правовi та iншi питання з авторами матерiалiв. Правила ввiчливостi та коректностi передбачають також посилання на джерело, з якого беруться матерiали.


Концепцiя Микола Кротенко Програмування Tebenko.com |  IT Martynuk.com
2003-2024 © Poezia.ORG

«Поезія та авторська пісня України» — Інтернет-ресурс для тих, хто відчуває внутрішню потребу у власному духовному вдосконаленні