Опублiковано: 2008.02.18
Виктория Тищенко
«МЕНЯ ПОРАЖАЕТ ЛЕГКОСТЬ, С КОТОРОЙ ЛЮДИ В ИНТЕРНЕТЕ ОСКОРБЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА!»
Я убеждена, что все наши привычки – плохие или хорошие –, неожиданные встречи или даже желание ни с того ни с сего пройтись по какой-либо улице --- всего лишь приманки для очень важных событий в жизни. Вот, например, полюбила я одну кафешку в центре Киева – потому что там пекут отменные булочки с клюквой. Почему мне пришлись по вкусу именно эти сласти, а не круассаны с шоколадом или тирамису, которые подают в соседней забегаловке, не знаю. Но однажды в кафе, где часто лакомлюсь клюквенной сдобой, встретила я писателя Андрея Куркова, у которого недавно вышел в свет новый роман «Ночной молочник». У него нашлось немного свободного времени, чтобы ответить на несколько моих вопросов:
-- Андрей, на одном из веб-сайтов Ваши произведения назвали чем-то вроде «симбиоза высокого и низкого жанра». Как так получилось, что нормальная качественная проза, в которой сохраняются традиции русской литературы, ныне воспринимается критиками как явление паранормальное?
-- Просто у нас привыкли называть любое явление черным или белым, забывая о полутонах. Дележка на литературу массовую и элитарную на самом деле мешает многим критикам и журналистам. Они не понимают, что от высокого к попсовому есть многоступенчатый переход... Ну еще виновато частично издательство «АСТ», которое очень долго издавало в Москве мои книги, по оформлению маскируя их под дешевые детективы. Поэтому многие литературные критики, не читая моих романов, считали, что я пишу желтую прозу...
-- И все же, почему литература, созданная в традиционном ключе, не является модной?
-- Я не отслеживаю публикации, и слово мода для меня не существует. Мне близок Платонов, проза молодого Горького, Паустовский, Хармс – вообще ОБЕРИУты близки. Я об этом неоднократно говорил – и повторю еще раз...
-- А из современных авторов вы, по слухам, выделили Людмилу Улицкую – в частности, ее роман «Медея и ее дети». Чем Вам понравилась проза этой писательницы?
-- Улицкая умудрилась классическим русским языком написать современную семейную сагу. «Медея и ее дети» вещь настолько глубокая, душевная, что и создает объемную картину жизни нескольких поколений. Это литература, которая обладает запахом! То есть не просто метафоры, изыски -- а вот живое; литература, которую читаешь, словно смотришь кинофильм...
-- Что скажете о современной поэзии в Украине?
-- Я ее знаю не так хорошо, как прозу. Но насколько мне рассказывали, русскоязысная поэзия в Украине хорошо развивается.
-- Спасибо. Это приятно слышать... Помимо литературы, Вы занимаетесь и другой деятельностью. Так, недавно вместе с Ирэн Роздобудько и Татьяной Бондарчук провели двухдневную автограф-сессию на глубине 300 метров – в соляной шахте Донецкой области. Эти мероприятия – часть Вашего промо?
-- Нет, у нас в стране промоушн не функционирует. К сожалению, в украинском обществе принято знать фамилии ведущих писателей – и не принято при этом их читать...
-- ...но, наверное, и фамилии современных писателей далеко не все знают...
-- Да, 2 года назад мы ездили с группой писателей и двумя издателями выступали перед студентами библиотечный колледж Нежина. Перечислили фамилии ведущих украинских прозаиков, и сказали: «Поднимите руки, кого знаете». Только на звук имени Андруховича поднялась рука одного преподавателя. Будущие библиотекари, увы, не знакомы с современным украинским литературными процессом... Поэтому писатель – это моя профессия зарубежная, а в Украине -- это мой статус, благодаря которому могу заниматься другими своими проектами, потому что как писатель я -- человек свободной профессии...
-- Сейчас частью саморекламы стало размещение писателями своих произведений в системе Интернет. Как вы относитесь к этому явлению?
-- Никак. Я сам никогда ничего не размещал. Кто-то это сделал за меня: кажется, в Интернете есть мой «Пикник на льду». Но меня виртуальный мир не заботит.
-- Почему?
-- Реальное общение для меня гораздо интересней виртуального. Кроме того, виртуальное общение чревато тем, что люди просто как бы прячутся за клички, ник-нэймы. Никогда не знаешь, кто твой собеседник -- и в самом ли деле думает ли он то, что пишет. Кроме того меня неприятно поражает легкость, с которой люди в Интернете оскорбляют друг друга. Поэтому мне Интернет неинтересен...
«Быстро» беседовала Виктория ТИЩЕНКО
Примечание. 19 февраля в Фонде содействия развития искусств (адрес: ул. Фроловская 1/6) состоится презентация нового романа Андрея Куркова «Ночной молочник». Начало презентации в 18:30.
Посетителей ожидает сюрприз: Андрей Курков будет не только читать главы из романа, но и... играть на музыкальных инструментах (на каких – услышите!).
-- Андрей, на одном из веб-сайтов Ваши произведения назвали чем-то вроде «симбиоза высокого и низкого жанра». Как так получилось, что нормальная качественная проза, в которой сохраняются традиции русской литературы, ныне воспринимается критиками как явление паранормальное?
-- Просто у нас привыкли называть любое явление черным или белым, забывая о полутонах. Дележка на литературу массовую и элитарную на самом деле мешает многим критикам и журналистам. Они не понимают, что от высокого к попсовому есть многоступенчатый переход... Ну еще виновато частично издательство «АСТ», которое очень долго издавало в Москве мои книги, по оформлению маскируя их под дешевые детективы. Поэтому многие литературные критики, не читая моих романов, считали, что я пишу желтую прозу...
-- И все же, почему литература, созданная в традиционном ключе, не является модной?
-- Я не отслеживаю публикации, и слово мода для меня не существует. Мне близок Платонов, проза молодого Горького, Паустовский, Хармс – вообще ОБЕРИУты близки. Я об этом неоднократно говорил – и повторю еще раз...
-- А из современных авторов вы, по слухам, выделили Людмилу Улицкую – в частности, ее роман «Медея и ее дети». Чем Вам понравилась проза этой писательницы?
-- Улицкая умудрилась классическим русским языком написать современную семейную сагу. «Медея и ее дети» вещь настолько глубокая, душевная, что и создает объемную картину жизни нескольких поколений. Это литература, которая обладает запахом! То есть не просто метафоры, изыски -- а вот живое; литература, которую читаешь, словно смотришь кинофильм...
-- Что скажете о современной поэзии в Украине?
-- Я ее знаю не так хорошо, как прозу. Но насколько мне рассказывали, русскоязысная поэзия в Украине хорошо развивается.
-- Спасибо. Это приятно слышать... Помимо литературы, Вы занимаетесь и другой деятельностью. Так, недавно вместе с Ирэн Роздобудько и Татьяной Бондарчук провели двухдневную автограф-сессию на глубине 300 метров – в соляной шахте Донецкой области. Эти мероприятия – часть Вашего промо?
-- Нет, у нас в стране промоушн не функционирует. К сожалению, в украинском обществе принято знать фамилии ведущих писателей – и не принято при этом их читать...
-- ...но, наверное, и фамилии современных писателей далеко не все знают...
-- Да, 2 года назад мы ездили с группой писателей и двумя издателями выступали перед студентами библиотечный колледж Нежина. Перечислили фамилии ведущих украинских прозаиков, и сказали: «Поднимите руки, кого знаете». Только на звук имени Андруховича поднялась рука одного преподавателя. Будущие библиотекари, увы, не знакомы с современным украинским литературными процессом... Поэтому писатель – это моя профессия зарубежная, а в Украине -- это мой статус, благодаря которому могу заниматься другими своими проектами, потому что как писатель я -- человек свободной профессии...
-- Сейчас частью саморекламы стало размещение писателями своих произведений в системе Интернет. Как вы относитесь к этому явлению?
-- Никак. Я сам никогда ничего не размещал. Кто-то это сделал за меня: кажется, в Интернете есть мой «Пикник на льду». Но меня виртуальный мир не заботит.
-- Почему?
-- Реальное общение для меня гораздо интересней виртуального. Кроме того, виртуальное общение чревато тем, что люди просто как бы прячутся за клички, ник-нэймы. Никогда не знаешь, кто твой собеседник -- и в самом ли деле думает ли он то, что пишет. Кроме того меня неприятно поражает легкость, с которой люди в Интернете оскорбляют друг друга. Поэтому мне Интернет неинтересен...
«Быстро» беседовала Виктория ТИЩЕНКО
Примечание. 19 февраля в Фонде содействия развития искусств (адрес: ул. Фроловская 1/6) состоится презентация нового романа Андрея Куркова «Ночной молочник». Начало презентации в 18:30.
Посетителей ожидает сюрприз: Андрей Курков будет не только читать главы из романа, но и... играть на музыкальных инструментах (на каких – услышите!).
У випадку виникнення Вашого бажання копiювати цi матерiали з серверу „ПОЕЗIЯ ТА АВТОРСЬКА ПIСНЯ УКРАЇНИ” з метою рiзноманiтних видiв подальшого тиражування, публiкацiй чи публiчного озвучування аудiофайлiв прохання не забувати погоджувати всi правовi та iншi питання з авторами матерiалiв. Правила ввiчливостi та коректностi передбачають також посилання на джерело, з якого беруться матерiали.