Действующие лица: Поэт Муза Не-Муза Во время первого действия на заднем плане – очень тихо, едва слышно – звучит музыка Моцарта. Во время второго – чуть громче – любая FM-волна, включая новости, комментарии ди-джеев и рекламные ролики – чем естественнее, тем лучше. Во время третьего – полная тишина и только с последней картины – сначала тихо, потом все отчетливее – литургические мотивы. Действие первое Картина первая Утро. Комната в стиле утрированного рококо. За увешанным пышной лепниной и алым бархатом окном – больной от потепления зимний день. На авансцене за черепашьим золоченым столиком – Поэт в джинсах и джинсовой рубахе, явно диссонирующими с обстановкой. Поэт (ерошит аляповато-морковные волосы и с размашистой увлеченностью пишет письмо, проговаривая написанное вслух): «Мама! Мамочка! Родная! Все – путем. Кум королю. Ты же знаешь, ты же знаешь То, как я тебя люблю. Друг пригрел меня на время: Хата – блеск! С удовлетворением осматривается. В душе – подъем: В день – по пять стихотворений О чужом и о своем. С первым скорым вышлю деньги...» Останавливается, замахиваясь шариковой ручкой на бумагу. Стоп, дружище, погоди! Ври, раз врешь, но знай пределы: От всей души зачеркивает последнюю фразу и пишет заново, вполне довольный собой. «Деньги будут: подожди!» Бросает ручку и – бросается к окну. Настроение – опрометью – от лихости к меланхолии. Поэт: Снег... Земля стекает талая На усталое стекло... Снится девочка-Италия В абрисе колоколов... У березок зябнут талии, Выструнились провода... Картина вторая В комнату на цыпочках впархивает – именно впархивает, несмотря на аппетитную полноту – Муза. Она – белозубая, загорелая, в алом – под стать гардинам – перехваченном в талии платье, с «классическим» алым же цветком в иссиня-черных волосах. Муза, не замеченная Поэтом, подкрадывается к нему со спины и кошачьими лапками прикрывает ему глаза. Поэт (встрепенувшись): Девочка моя? Италия? Ты? Пришла?.. Муза: Вот елки! Да! Здесь и далее ее жаргонизмы и грамматические ошибки акцентированы. Ты же дал свою мобилу, Дом, квартиру... Типа «Жду!» Седня мимо проходила: «Дай-ка, – думаю, – зайду». Поэт (с восторгом): Милая моя! Цветочек! Богом выращенный друг! Неловко растопыривает руки, пытаясь ее обнять. Муза: Эээ... давай без многих точек И, тем более, без рук. Поэт (исправляет): «Многоточий»... Муза (очевидно, не слушая): Дома строго: «Прижиманцы» – через загс. ...По дороге – всю дорогу – Пел, какой ты весь казак; «Мне, – звонил, – по барабану, Где Ирпень, а где Париж...» Мать права была: ты спьяну Девке зубы говоришь! Поэт (с шутливой безнадежностью): «Заговариваю», счастье! «Заговариваю»... Муза: Шо ж? Я гимназьев не кончала, Но меня – не проведешь! Поэт (любуясь, подходит к ней) Нежная моя! Мой свете Запредельный... Май – и мак! За тебя Земля в ответе, Небо от тебя с ума Сходит... Я тебя не стою. Ты – начало из начал. Дай мне зимнею фатою Нас сегодня обвенчать! Молниеносно – жестом фокусника – выдергивает из-за пазухи фату, набрасывает на нее и отступает, как перед картиной, молитвенно сложив руки. Затем, не в силах сдержать восторга, падает перед ней на колени. От неожиданности Муза испуганно вскрикивает – крик ее переплавляется в сладострастный стон, - она валится прямо на него. Занавес. Действие второе Картина первая День. Кухня в стиле обшарпанной «хрущовки». Посередине – покрытый грязной клеенкой массивный стол, на котором по-царски устроился новехонький компьютер. За столом – Поэт. На нем – все тот же джинсовый, но уже изрядно потрепанный наряд. Поэт (робко поглаживая края плоского монитора): Инструмент, достойный Мастера, Скушал премию мою... Хоть немного информации От Христа по ICQ... К компьютеру: Ничего, браток, управимся: Образуется к весне; Вдаль потянутся журавлики – Будут плакать обо мне; Будут плакать – снег оплакивать, Литься ливнем до утра; Вспомнят, как на блюдце лакомом Стыла юность; как вчера Солнце по сугробам бегало, Как по лужам, босиком. Сверху небо – черно-белое Сладко пахло молоком. Жизнь – это дело случая: Нынче – здесь, а завтра – там... Что же мы друг друга мучаем? – Надо радоваться нам! Картина вторая. В комнату, переваливаясь, входит изрядно раздобревшая Муза. Она – в красном домашнем халате, по фасону пародирующем былое платье. Вообще, весь ее облик – гротескная копия самой себя в юности. В руках у Музы – громадная «мультипликационная» поварешка, через плечо – кухонное полотенце, волосы неловко острижены и накручены на папильотки. Муза (подходит к столу и смачно шлепает перед лицом Поэта стопкой квитанций): Радуйся! В карманах – дыры: Рад Емелюшка у нас! Поэт (торопливо копаясь в брошенном): За каналы, за квартиру, За И-нет, за свет, за газ... Муза: Это, не забудь, без платы За пальтишко для малой; А вторая, – нет с ней сладу, Все на ветер... Поэт (в сторону, раздраженно): Вечно злой Бегает, чуть встав... (заученно) Ты ж знаешь То, как я тебя люблю. И девчонок... Ну, родная! Все – путем: кум королю. Муза: Может, ты и кум: в больнице Сумасшедшей все – родня. Только мне съестное снится... (Замечая компьютер, осекается и распахнуто вдыхает, как перед прыжком) Чтооо?! «Полцарства за коня»?! Ты таки купил? На ту, что Выдали в Союзе?! Хватается за сердце, плюхается на табуретку. Ох! Достоевский! Зара... (с запинкой) ... туштра Хренов! Поэт (с упреком): Детка! Муза (холодно, овладев собой): Чтоб ты сдох. Жить с тобой – невыносимо Даже ангелам в раю; Вспомни: мало я сносила В юность бедную свою? Мы сластей не покупали – Вспомни! – даже к Рождеству! У девчат туфлей по паре И духи – одни на двух! Поэт (машинально): “Туфель», «на двоих»... Муза: Плевала! Я – старуха прежде лет: Зеркало рычит с оскалом, как Зверюга, мне в ответ. (с ненавистью) Клоунские твои пасма! Это, думаешь, легко, Знать твоих смазливых пассий, Имитировать покой, (уже плача) Делать морду безразличной На ухмылки за спиной... Лишь бы соблюдать приличья! В ночь любиться с тишиной, Потому что «муж» - в разъездах И, похоже, ни с одной! Я бы сдохла, если б, если б Дети не были со мной. Поэт (бурно раскаиваясь): Боже мой, какими стали На закате я и ты... Девочка моя! Италий Отошедшие цветы! Ну, прости меня... Родная! (обнимает ее, плачущую, поглаживая, утешая) Будет-будет... Все – путем. Я других таких не знаю, Королева! Муза (всхлипывая с игривой жалобностью, как в былые времена, по очереди указывает на свои правую и левую щечки): Цем и цем! Поэт без особого энтузиазма целует ее в обе щеки, отходит, садится к столу и начинает снова изучать свое сокровище, напрочь, по-видимому, забыв о ней. Муза, щедро раскинув руки для объятий, хватается за воздух и так застывает. Занавес. Действие третье Картина первая Ночь. Комната в нарочито готическом стиле, на фоне которого в углу, как бельмо на глазу, фосфорится монитор компьютера. В полосе отбрасываемого им света появляется Поэт – в черной рабочей одежде, похожей на робу. Если бы не копна волос, золотым нимбом обволакивающая голову, он бы совсем сливался с комнатой и ночью. Поэт: Ночь, как нож, верлибром режется. Может, ну ее к чертям, Неразумную, небрежную И святую, как дитя?!.. Бог! Пошли хоть горстку соли мне: Между рук – одна вода... Ночью мы обычно ссоримся С Ним... Ведь Он – мой ближний, да? Запрокидывает голову, будто прислушивается. Да? Ответа нет... и некуда Выплакать глазное дно... Ночь проклятая! «Онегины» Все написаны давно. Садится на стул перед монитором и, принимая «каноническую» позу, в отчаянии обхватывает голову руками. Картина вторая В комнату, тихо ступая, входит Не-Муза. Она тоже – в темной мужской робе и брюках, с таким же апельсиновым шаром вокруг головы. Внешне очень похожа на самого поэта: высокая, подростково-худощавая, предсказуемо-нескладная. Не-Муза (подражая интонациям Поэта): Все написаны, разметаны, А, казалось, все могу; А хотелось – просто меду мне Да ромашек на лугу. А хотелось просто Музою Быть, и чтоб любил Поэт... Поэт: Кто ты? С Голосом, как музыка... Не-Муза: Я – твое второе «Нет». Поэт: Это, видно, с перепоя мне «Чертики»... Весь день трясло... Завтра я уеду поездом – Через Бытие – в Село. Чесслово... Я же сдохну здесь, В адском городе камней. Вон, явилась мне недобрая, Что прикажешь делать с ней? Может, кофе? Не-Муза: Нет. Поэт: Топорщится! Эка невидаль! Так сгинь! Мне молитвы плохо помнятся... Морщит лоб, силясь вспомнить детские первообразы. «Отче наш, иже...» Не-Муза (отрезая): Аминь. Не гневи Господних сумерек: «Падший ангел» – старый штамп. Я – не ведьма. Я до судорог Ангелов познала Там. Знаю: ждал иную, вешнюю, Краснощекую змею, За которую не вешают, Даже если засмеют. Ту, восставшую из мусора Рафаэлевую страсть – Музу... Поэт (в ярости, словно прозрев): Музу, Музу, Музу мне! Музу, чтобы я украсть Мог у Вечности Мгновение: Бездна. Гете. На краю Я, развеянный и ветреный, Словно девочка, стою. Музу! Не-Муза (с неожиданной неуверенностью, очень по-детски): Волосы... На расстоянии, робея, протягивает руку к голове Поэта и округляет в воздухе поглаживающий жест. А я тебе?.. Разве в Музы не гожусь? (в забвении саморекламы) Я умею плакать ямбами И равняться по ножу! Поэт: Ты? Служить? С такими жестами? Гений Слова! (с усилием) Младший брат Мой по вере! Ты – не женщина (Оттого тебе и рад). Ты – мое сплошное зрение: Гений Крови и Зрачка. Стихо-белое-творение, Белый свет издалека... Продолжает, увлекшись собственной речью и не замечая, что Не-Муза ушла. Страшен стихотворный промысел: Сканнер сердца. Факс висков. Я б тебя увешал розами, Поэтесса! Из какой Ты страны? Оглядывается, мгновенно теряется. Ушла... Обиделась... Тоже мне, фанфан-тюльпан! Мы всего с минутку виделись: Не хватало, чтоб запал На мальчишку в юбке... Ангела, Жившего назад лет сто... Подходит к монитору, задумчиво водит «мышью». Ремесло сойдет за алиби: Написать ей, или что? Садится за компьютер, открывает e-mail и обнаруживает в нем письмо. (Радостно) Написала! Что же, что же там? Прочитаем (читает): «Завтра свет Змием заползет под кожу нам, Да, и, кстати, я – Поэт, А не поэтесса...» Смайлики... Детский сад! Ей сколько лет?! Это мне пристало маяться, Потому что я – Поэт, А не ей. За пальму первенства Умирали не шутя. Девочка моя напевная! Наглое мое дитя! Не отвечу ей. Не следует. Унижает нагота. Душ родство – слепое, левое, Словно снятое с креста Встает и начинает маятником ходить по комнате. Душ! Не тел. Сократ, Иешуа, Галилей... Священный бред В Иерусалим приехавший На ослиной на заре. Это ли Любовь? Меж пропадом И погостом? Между мной И моею ровней робкою, Одинокой и родной, Потому что мы сравнялись с ней... Надобно признать, что так. Зря, выходит, с ямбом нянчился, Продавался за пятак... Зря. Она же все предвидела, Словно линиями рта, Зачеркнула: ведьм, идолов, Вас, земная красота Музы – ласковой возлюбленной Ночи ядовитый стон... Нет! Всему виною – лютики: Я в Джульетту не влюблен. Напишу, что не Ромео я... Стремительно, как бы боясь передумать, прыгает к экрану и начинает стучать по клавиатуре. «Вы прекрасны, спору нет, Вас Другой попросит: «Merry me» – Он, конечно, не Поэт. Так удобнее, так правильней: У меня – семья, профком, Двое дочек... Вам понравилось Их вязание крючком?» Вот и все. Адью. И спать давно Очень хочется... Подходит к окну, задергивает шторы, сквозь которые просачивается тощая белизна раннего утра. Рассвет... Валится на кровать, продолжая, сквозь полудрему, бормотать: ... Падали с Тобою, падали В Новый, Господи, Завет... Картина третья В комнате становится совсем светло. Погасший монитор пялится черной дырой. Из-под задернутых штор бликами струится заря, окрашивая интерьер оранжевой светозарностью, словно превращая его в осенний сад. Вдали – едва слышный колокольный трезвон. На сцене появляется одетая в женское Не-Муза. Она вся в белом. Волосы ее сияют огнем. Теперь она похожа на ангела Благовещения. Не-Муза (подхватывает с ритуальной ритмичностью, как на богослужении): Падали с тобою, пропасти Испивая на ходу; Радовались детской робости Старых яблонек в саду; Бегали с тобою тропками От Эдема и назад; Стали, как деревья, робкими, Стали детскими, как сад. Я тебя любила: раньше всех; Так долбить в малинник брешь: Не протянешь – не поранишься, Не поранишься – не съешь. Сад мой! Брат мой! Брут мой! Броде мой! «Брод» и «бред» – читай, одно; Ты – моя вторая Родина, У которой все равно Не испросишь доброй памяти: Слишком тесно на пути. Падали с тобою, падали... Поэт (громко, во сне): Мама! Мамочка! Не-Муза: Прости. Подходит к окну, двумя руками – соколиным жестом – разрывает шторы. В комнату полной грудью вливается поток спелого, густого солнца. Занавес.
|