укр       рус
Авторiв: 415, творiв: 44612, mp3: 334  
Архівні розділи: АВТОРИ (Персоналії) |  Дати |  Україномовний текстовий архiв |  Російськомовний текстовий архів |  Золотий поетичний фонд |  Аудiоархiв АП (укр+рос) |  Золотий аудiофонд АП |  Дискографiя АП |  Книги поетiв |  Клуби АП України |  Лiтоб'єднання України |  Лiт. газета ресурсу
пошук
вхiд для авторiв       логін:
пароль:  
Про ресурс poezia.org |  Новини редколегiї ресурсу |  Загальний архiв новин |  Новим авторам |  Редколегiя, контакти |  Потрiбно |  Подяки за допомогу та співробітництво
Пізнавальні та різноманітні корисні розділи: Аналiтика жанру |  Цікаві посилання |  Конкурси (лiтпремiї) |  Фестивалi АП та поезiї |  Літературна періодика |  Книга гостей ресурсу |  Найцiкавiшi проекти |  Афіша концертів (виступів) |  Iронiчнi картинки |  Цікавинки і новини звідусіль |  Кнопки (банери) ресурсу

Опубліковано: 2013.01.18
Роздрукувати твір

Ігор Янович

О СМЫСЛАХ И БЕССМЫСЛИЦЕ РОКИРОВКИ  5443

Представьте школьников, воткнувших взгляд в два нолика
в журнале выстраданном «Шахматы в СССР».
В войну вступить тогда хотели, например,
аж шесть голодных в Казахстане чьих-то «кроликов»*.

Почти биноклем нам казалась рокировочка,
хоть и не знали – сквозь нули на что смотреть…
Уже гуляла по степям, как степень**, смерть,
фронтам поддакивая ядом «змей»*** с верёвочку.  

Класс не отапливался, пончик лишь грел мальчиков,
Но были свеженькими детские мозги.
На лыжах грелись, чтобы не было тоски…
Об палки тёрли примороженные пальчики.

Как догадались, что такое рокировка та,
уже не помню, но сплотились мы в кружке.
Приз чемпиона в запечённом грел куске**** –
от самолётов там не слышал даже рокота.

Мы были шефами при лётной школе временно,
всех успокаивая шахматной игрой…
Таким же временным для всех был тот покой
для вымирающего в жадных войнах племени…

Король лишь прячется в своей неполноценности –
за подставляемым чужим войскам ладьёй.
Она и крепостью слыла там и турой,
чтоб в каждом туре оставаться лично в целости..

Наполеон и Македонский тоже пыжились,
но покарала их по-разному судьба…
Не рукоплещет всенародная борьба
всем играм в прятки, если массам тяжко дышится!

*) Кролики здесь – группа детей, эвакуированных или переехавших до войны в областной город Казахстана Павлодар. Дети организовывались и при филармонической музыкальной школе, и в кружке музея живописи. А потом и самостоятельно организовали шахматный кружок, в котором увлеклись шахматной композицией. Интриговали элементы фигурной борьбы всесоюзного и более высокого уровня. Двухходовые задачи были многовариантными даже в миниатюрах (до семи фигур). На угрозу мата первым ходом белых конструировалось до шести вариантов защиты чёрными, но во всех защитных ходах – волей композиторов – создавались блокировки, перекрытия и другие тематические обстоятельства ухудшения позиции чёрных. В результате на втором ходу предлагалось обнаружить единственные в каждом варианте маты. Шахматные композиторы оперируют в творчестве такого характера некоей высшей творческой силой. Шахматная задача или церковный собор, как произведение искусства самостоятельно не образуются и за миллион лет, разве что в элементарных вариантах или генетической памяти человека. Молекулярная структура в архитектуре тоже, видимо, искусственно первична, далее кирпичи, блоки, панели, фронтоны, колоннады. Но, судя по всем живым существам, мы – люди – сами являемся творческим результатом высших сил. Вглядитесь в схему нашего генома, она намного сложнее шахматных композиций. Графически в разных схемах есть много общего, как и в космическом изначальном животрепещущем порядке.  
Темы в наших конкурсах были разными. Мы занимались и философией искусства в его развитии. Судьями были сами. Стратегически это оказалось полезным, по крайней мере, для нашей группы. Такая школа позволила двоим из нас выигрывать первенство СССР по шахматной композиции среди юношей, остальным – сразу публиковаться в журнале «Шахматы в СССР». И это всего за два года конкурсной работы! В методике тренировок лидеров группы был и анализ около 6000 шахматных задач, опубликованных в мировой литературе. Наш возраст был 14-16 лет в те голодные 1943-45 годы.
Позднее в Минске я практически готовил капитану всесоюзной команды по шахматам Сокольскому материалы для шахматного отдела в республиканской газете и помог белорусской команде сделать ничью с командой Свердловска – в то время чемпионом СССР по шахматной композиции.
**) «Степень» здесь символизирует скорость нарастания смертей к концу войны. Мой брат после сыпного тифа выжил. Двоюродный младший брат товарища из нашей группы умирал от брюшного тифа с криками – Хочу жить!!! Молчаливая казашка из нашего класса умерла молча во всех смыслах – мы узнали об этом лишь через год. Секретарь областной организации комсомола погиб через три месяца после истерических выкриков в коридоре: «Ухожу на фронт!» Многие туда «убегали» от голода. В тылу кое-кто умирал от «ворованных весной с поля» колосков, зараженных септической ангиной и т. д. Наша собачка замёрзла в сенях.
***) Змеи с верёвочку – сложный образ всех замаскированных личностей, кусающих исподтишка.
****) Запечённый кусок – это о хлебе насущном. Когда стал чемпионом области по шахматам, мог позволить себе несколько лепёшек типа лаваша, купленных на базаре за призовые деньги. Дети войны никогда не простят кабминовцам любой окраски, антизаконное ограбление детей войны в Украине...
И хватает же совести, после предвыборных обещаний сблизить разницу в зарплатах, предлагать для себя в Думе с издевательской улыбкой – повышения зарплат ещё почти в два раза, чтобы довести её до 50-кратной разницы от минимальной!

2013
Киев, 18 января
© Ігор Янович
Текст вивірено і опубліковано автором

Всі права застережені, твір охороняється Законом України „Про авторське право і суміжні права”

Написати відгук в книгу гостей автора


Опублiкованi матерiали призначенi для популяризацiї жанру поезiї та авторської пiснi.
У випадку виникнення Вашого бажання копiювати цi матерiали з серверу „ПОЕЗIЯ ТА АВТОРСЬКА ПIСНЯ УКРАЇНИ” з метою рiзноманiтних видiв подальшого тиражування, публiкацiй чи публiчного озвучування аудiофайлiв прохання не забувати погоджувати всi правовi та iншi питання з авторами матерiалiв. Правила ввiчливостi та коректностi передбачають також посилання на джерело, з якого беруться матерiали.

Концепцiя Микола Кротенко Програмування Tebenko.com |  IT Martynuk.com
2003-2024 © Poezia.ORG

«Поезія та авторська пісня України» — Інтернет-ресурс для тих, хто відчуває внутрішню потребу у власному духовному вдосконаленні