Словечко «мания»* граничит с манифестами. Что до границ народных – в них живёт народ! Не затыкайте, ради Бога, людям рот – под «мани-мани» придворцовыми подтекстами!.. Чтоб как-то выжить, пусть не грянет Апокалипсис! Зря мировая власть стремится лишь к нему. Ей проще выстроить всеобщую тюрьму, пока в строках железо слов народных калится… Приятны банкам были в строчках поцелуйчики… «Свобода слова» – раскрывает этот клад. Лишь накоплению финансов Босс наш рад. Предприниматель здесь при нём – великомученик. Легко кичиться тут любой теперь партийностью! Жаль, профсоюзов нет практически у нас… В цене ж различны – ананас и хлебный квас, но жизнь показывает признаки мобильности. Администраторам петь гимны не намерены: их капитал рос на общественных слезах! Итог насилия – пропал в народе страх! Живём по-свински, как «положено» тем меринам. Делить ведь нечего в разграбленной Днепровщине, лишь сила массовости нынче хороша!.. На пустырях раскрепощается душа… Хоть я житомирский, поддакну даже Львовщине. *) Тем, кто занимается любым видом искусства с детства, уже нет смысла запрещать писать стихи или эссе на основе реальных событий в век информатики. В 2008 году, просматривая на сайтах интернета стихи, присланные на ряд открытых конкурсов, из 200 стихотворений в каждом конкурсе я обнаруживал лишь по два профессиональных стихотворения. Мне легко было понять – о чём, как и на каком уровне написаны те стихи, так как на клубе «Конкурсные системы» общественной организации «Русского собрания» в Киеве проводились свои тематические конкурсы, издавался журнал и была разработана система оценки. Стихи почти на 100% на наших конкурсах были, профессиональными. За последние три года только в России опубликовано десять миллионов стихотворений 360000 поэтов. А на сайте «поэзия.орг.уа» пока всего 360 поэтов, то есть в 1000 раз меньше, а пишущих по-русски всего 120. Правила стихосложения Ломоносова-Тредиаковского, по признанию автора «Поэтического словаря» Квятковского, безнадёжно устарели. Двусложники ямб и хорей – были взяты Ломоносовым из немецкой практики по принципу «ать-два!» В те времена в армии команды для поворотов звучали так: «На се-но!.. На соло-му!» Крестьяне видимо не знали где лево и где право, поэтому солдатам к лаптям привязывали пучки злаков. Тем не менее, автор не против даже рифмованной прозы типа «Жил был поп – толоконный лоб…» Этот ритм Пушкин взял у Арины Родионовны из её народных сказок. В 2009 году в интернетной Википедии была попытка разобраться в сути термина «графомания». Но ещё в 1980-х годах прошлого столетия после чернобыльского взрыва тема графомании вдруг стала популярной даже у властей. В 1986 году, когда я писал книгу «Чернобыльские хроники», решил поучаствовать в дискуссии на тему «Графомании» в московской «Литературной газете». Вела её Рассказова. Мы дважды обменялись письмами. Я послал скрыто-ироничные стихи «Почему не обращаемся в балет, а пытаемся пролезть в литературу…» и предложил в рамках дискуссии норму количества поэтов в СССР – по три на каждую административную единицу – от мужчин и от женщин. Рассказова чувствовала «скрытую иронию горячего снега» моих строк и отнеслась к стихам благожелательно. Она правильно отметила их противоречивую оксюморонность. Я – Игорь Янович – автор «фразового стихосложения», основанного на фразовых, а не на словесных ударениях. В этой системе пиррихии, то есть пропуски ударений не нужны! Некрасов в своё время отошёл от Ломоносовской системы стихосложения, поэтому его изначально не считали поэтом. Но речь его звучала естественно, а значит гармонично. Долго его не признавали поэтом, потому что писал в трёхсложниках, а не в двусложниках. Мои ученики, работавшие в этой системе, давно уже члены Союза писателей. Музыкальности ритма «четыре четверти» любой эстет не может не заметить! Что касается содержательности и формы стихов на сайте «поэзия.орг.уа», то на внутренней странице есть исчерпывающий список всех родов и видов литературы. Спасибо руководителям сайта за эту плановую объёмность – по форме и содержанию. Раздел примечаний к текстам стихов тоже предусмотрен структурой сайта. Поэтому я специально подсказываю коллегам по компьютерному набору текстов, что писать гармонично, то есть музыкально, можно о чём угодно. Для лингвиста, шахматного композитора, архитектора, фотохудожника, портретиста, музыканта, дирижёра хора, книжного художника-графика эссеиста, литературного редактора, мастера спорта по решению кроссвордов и организатора – это естественное никем не принуждаемое занятие, однако требующее концентрации внимания во всех видах деятельности наряду с расширением собственного кругозора. Всем известно, как относилась советская власть к поэтам даже уровня достойного нобелевской премии. Они считались лишь тунеядцами. Сегодня даже члены Союза писателей не получают гонорара за свои литературные произведения – кормится лишь секретариат. Остальным приходится издавать стихи за свои деньги тиражами лишь 100-300 экземпляров. В 4-х томном академическом «Словаре русского языка» 1987 года Графомания – болезненное пристрастие к писанию, сочинительству». Это самое скромное определение. В остальных словарях намёки на психологию и психиатрию покруче. Нобелевская норма – один поэт на весь мир в год, остальные – никто. Придворных льстецов тоже было мало. Сегодня в эпоху компьютеризации стихи пишут не ради денег и не для бумажной печати, а для публикации на сайтах! На интернетном форуме «Графомания» есть такая мысль: «Все писатели – графоманы, но не все графоманы – писатели. В этом определении есть логика, потому что люди искусства работоспособны! Хотя трудолюбивы не только они! Ведь безработные тоже, не меньше, чем трудоголики любых специальностей, страдают от несправедливого распределения рабочих мест и доходов. Виноваты в этом застарелые крепостнические системы. А намёки на психиатрию имели целью изолировать вольнодумцев или опорочить их. Современные банковские системы разваливаются от непомерной жадности олигархов. Это приводит к разрушению глобальной экономики. Задача литературы – объективно и образно отразить все новые явления в государствах и во всём мире! Поэты в основном прибегают к роду литературы, называемому лирика. В ней авторский герой обычно говорит от имени автора. Все чувства и все отклонения – это не авторские отклонения, а отклонения условного авторского героя от исходных нормативных состояний своего организма или своей психики и обо всех принципиальных отклонениях самого государства. Все графомании – миф. Давно надо было отказаться от термина графомания. Правильнее говорить об уровне мастерства. Однако организаторы от государственных структур не хотят утверждать творческие нормативы спортивного типа, разработанные на основе апробированных систем. Например в киевском клубе Русского собрания пришлось закрыть и сам клуб, и соответствующий журнал. Раздвоение же личности у авторского героя не только не вредит в художественном произведении, но и почти обязательно! Писатель в обществе демократическом может оперировать многообразием характеров каждого из своих героев в соответствии с принципами, например двухсот партий Украины. Читатель, как избиратель, сам будет решать, кто ему ближе и кому можно довериться. Лирика – разговор от имени автора, а не самого автора. Автор лишь изображает своего героя. В лиро-эпическом жанре можно говорить с читателем одновременно и от своего имени, и от имени своего героя. Мне удобнее быть эссеистом и журналистом одновременно, оставаясь писателем, укладывающим сюжет в стихотворную форму. Диплом Института журналистского мастерства при Союзе журналистов УССР и ряд дипломов на киевских конкурсах, в том числе за первое место в конкурсе, посвящённом А.С. Пушкину, плюс десятилетний стаж редакторской работы – достаточны для того, чтобы самостоятельно решать – о чём и как писать для сайта «прэзия.орг.уа». Я с уважением отношусь к этому сайту и его демократически настроенным организаторам. Меня пригласили на сайт и приняли решением совета с благоприятным отзывом руководителя по десяти стихотворениям, которые читатели могут найти в самом исходном положении, щёлкнув на тексте «По дате постановки произведения» на моей авторской странице.
|