О тайном внутрь и вЂчном веселіи боголюбивых сердец. Из сих эерн: Веселіе сердца — живот человЂку, и радованіе мужа — долгоденствіе; Иже аще погубит душу свою мене ради, той спасет ю. Что пользы человЂку, аще пріобрящет мыр весь, отщетится же души своей? Возлети на небеса, хоть в Версальскіи лЂса А, ВздЂнь одежду золотую, ВздЂнь и шапку хоть царскую; Когда ты невесьол, то всьо ты нищ и гол; Проживи хоть 300 лЂт, проживи хоть цЂлый свЂт, Что тебЂ то помогает, Естли сердце внутрь рыдает? Когда ты невесьол, то всьо ты мертв и гол. Завоюй земный весь шар, будь народам многим царь, Что тебЂ то помогает, Аще внутрь душа рыдает? Когда ты невесіол, то всьо ты подл и гол. Брось, пожалуй, думать мнЂ, сколько жителей в лунЂ! Брось Коперниковски сферы Б. Глянь в сердечныя пещеры! В душЂ твоей глагол, вот будеш с ним весьол! Бог есть лутчій астроном, он наилутчій економ. Мать блаженная натура В А Версалія (Versailles) 6 именуется французскаго царя едем, сирЂчь рай, или сладостный сад, неизреченных свЂтских утЂх исполнен. Прим. автора. Б Коперник есть новЂйшій астроном. НынЂ его систему, сирЂчь план, или типик, небесных кругов весь мыр принял. Родился над Вислою, в польском городе ТорунЂ. Сист[ему] свою издал в [1543 г.]. Сфера есть слово еллинское, славенски: круг, клуб, мяч, глобус, гира, шар, круг луны, круг солнца. Прим. автора. В Блаженная натура есть имя господа вседержителя. Прим. автора. Не творит ничто же здура. НужнЂйшее тебЂ найдеш то сам в себЂ. Глянь, пожалуй, внутрь тебе: сыщеш друга внутрь себе, Сыщеш там вторую волю, Сыщеш в злой блаженну долю: В тюрмЂ твоей там свЂт, в грязи твоей там цвЂт. Правду Августин пЂвал: ада нЂт и не бывал Г, Воля — ад, твоя проклята, Воля наша — пещь нам ада. ЗарЂжь ту волю, друг, то ада нЂт, ни мук. Воля! О несытый ад! ВсЂ тебЂ ядь, всЂм ты яд. День, нощ челюстьми зЂваеш, ВсЂх без взгляда поглощаеш; Убій ту душу, брат, так упраздниш весь ад. Боже! О живый глагол! Кто есть без тебе весьол? Ты един всЂм жизнь и радость, Ты един всЂм рай и сладость! Убій злу волю в нас, да твой владЂет глас! Даждь пренужный дар нам сей; славим тя, царя царей. Тя поет и вся вселенна, В сем законЂ сотворенна, Что нужность не трудна, что трудность не нужна. Г Ад слово еллинское, значит темницу, мЂсто преисподнее, лишенное свЂта, веселія и дражайшія злата — свободы. Адскій узник есть зерцалом плЂнниковъ мучительныя своея воли, и сія лютая фуріа непрерывно вЂчно их мучит. Прим. автора. Pro memoria, или припоминаніе. Самое сущее Августиново слово есть сіе: Tolle voluntatem propriam et tolletur infernus — Истреби волю собственную — и истребится ад. Как в зернЂ маврійскій дуб, так в горчичном его сло†сокрылася вся высота богословскія пирамиды и аки бездна жерлом своим пожерла весь Іордан богомудрія. ЧеловЂческая воля и божія суть два врата — адова и небесная. ОбрЂтшій средЂ моря своея воли божію волю — обрЂте кифу, сирЂчь гавань оную: «На сем камнЂ утвержу всю церковь мою». «Таится сіе им, яко небеса» и проч. «И земля (се оная обЂтованная! Зри, человЂче) посредЂ воды...» Аще кто преобразил волю во волю божію, воспЂвая сіе: «Ищезе сердце мое» и протч. Сему сам бог есть сердцем. Воля, сердце, любовь, бог, дух, рай, гавань, блаженство, вЂчность есть тожде. Сей не обуревается, имея сердце оное: «Его же волею вся управляются». Августиново слово дышет сим: «Раздерите сердца ваша». «Возьмите иго мое на себе». «Умертвите уды ваша». «Не яже хощете... сія творите». «НЂсть наша противу крови и плоти». «Враги человЂку домашніи его». «На аспида и василиска наступиши». «Той сотрет твою главу...» и проч. |