укр       рус
Авторiв: 415, творiв: 44153, mp3: 334  
Архівні розділи: АВТОРИ (Персоналії) |  Дати |  Україномовний текстовий архiв |  Російськомовний текстовий архів |  Золотий поетичний фонд |  Аудiоархiв АП (укр+рос) |  Золотий аудiофонд АП |  Дискографiя АП |  Книги поетiв |  Клуби АП України |  Лiтоб'єднання України |  Лiт. газета ресурсу
пошук
вхiд для авторiв       логін:
пароль:  
Про ресурс poezia.org |  Новини редколегiї ресурсу |  Загальний архiв новин |  Новим авторам |  Редколегiя, контакти |  Потрiбно |  Подяки за допомогу та співробітництво
Пізнавальні та різноманітні корисні розділи: Аналiтика жанру |  Цікаві посилання |  Конкурси (лiтпремiї) |  Фестивалi АП та поезiї |  Літературна періодика |  Книга гостей ресурсу |  Найцiкавiшi проекти |  Афіша концертів (виступів) |  Iронiчнi картинки |  Цікавинки і новини звідусіль |  Кнопки (банери) ресурсу

Роздрукувати матерiал
Опублiковано: 2008.12.23


Марина Матвеева

НеСТАНдартное путешествие




НеСТАНдартное путешествие

очерк

Мое знакомство с Луганским литературным объединением СТАН произошло неожиданно – на заседание нашего литобъединения «МЫ» просто нагрянуло трое молодых поэтов из этого клуба. Отдыхали в Ялте, услышали о «НАС» и… Уже тогда меня не то чтобы поразило, но весьма удивило творчество лидера группы – Ярослава Минкина. Главным в его стихотворениях был артистизм. Читая стихи, он делал казавшиеся естественными выверенные жесты, легко передвигался по залу. Когда было нужно, «шпионски» прятался за стульями и вдруг внезапно выскакивал оттуда… вместе с самой «ударной» фразой своего стиха. Да простит мне читатель такую неоднозначную зевгму, но это было действительно так – так вовремя и к месту.
Потом СТАНовцы рассказали нам о своем клубе в Луганске, подарили выпущенный ими недавно поэтический сборник «Эпицентр», получили в дар «НАШУ» «Вселенную поэзии» и…
Честно говоря, никогда бы не подумала, что поеду с ответным визитом в Луганск – особенно после того, как просмотрела оставленные мне стихотворения Ярослава Минкина. Поэтически они не особенно сильны. Откровенно говоря, без артистичной подачи – набор слов. Но харизма их автора оказалась сильнее моего разочарования: настоятельнейшему приглашению приехать в славный шахтерский город на грандиозную поэтическую акцию СТАН «Молодежь – за выборы!» я последовала. И не пожалела об этом ни минуты.
…Когда едешь в город, где еще никогда не был, то всегда едешь не только к людям, ждущим тебя там, но и к самому городу. Он-то, Луганск,  и встретил меня первым. На автомобиле приехавшего за мной одного из СТАНовцев  Александра  Хубетова была совершена быстрая, но весьма запоминающаяся (может, благодаря именно быстроте) экскурсия. За окном промелькнул бюст основателя города – Карла Гаскойна, о котором я до «знакомства» подумала: «Кутузов» - до того похож, только привычной повязки на глазу не хватает.  Мне объяснили, что этот деятель основал не сам город, а металлургический завод, вокруг которого уже разрослось поселение. Рядом – как бы в качестве доказательства «происхождения города от завода» – стоит пушка, отлитая в числе других на оном заводе, по словам «экскурсовоза», для Крымской войны 1853-56 гг. Единственная из своих товарок, «воевавших» в Крыму, она «вернулась» в родной город  со специальной почетной миссией - стать экспонатом этого музея под открытым небом.
Только позже (уже на второй день своего неСТАНдартного путешествия) я узнала, какова главная достопримечательность Луганска. Это прекрасная (не побоюсь и более восторженных эпитетов!) скульптура Богородицы с Младенцем, выполненная из белого мрамора, с золочеными нимбами и частями одеяний Богоматери и маленького Иисуса. Вокруг – мозаичное обрамление – будто рама-оклад иконы (известно, что в Православии не принято делать скульптурные изображения святых, поэтому статуе, видимо, и был придан вид огромной иконы, издали кажущейся сливающимся с окладом рельефом). Жаль, что в Симферополе не нашлось скульптора для создания подобного чуда!.. Рядом с этой завораживающей композицией исполняет свой духовный долг небольшой храм “Умиление”, побывав в котором, именно это чувство я и испытала. Но это было после...
А тогда нас с нетерпением ждали в украинско-канадском центре “Відродження”, где каждое воскресенье собирается на свои заседания литобединение СТАН, - а ныне,      24 октября, должна была вот-вот начаться вышеозначенная грандиозная поэтическая акция.
Мне довелось бывать на множестве творческих вечеров в Крыму и за его пределами. Казалось бы, за несколько лет активной литературной жизни можно привыкнуть ко всему и даже обзавестись “хронической” (как у  “ветеранов” литбомонда) скептической зевотой. Но здесь зевать было некогда. Только и успевай... фотографировать! Потому что коронное качество СТАНовцев - артистизм - проявил себя даже более, чем в полной мере. Это было не чтение стихов – это был театр-феерия!..
В Крыму мне известен только один фестиваль-конкурс, участники которого для более выразительной сценической подачи литературного произведения облачаются в костюмы, пользуются театральной атрибутикой и небольшими декорациями, – это Ялтинский фестиваль “Звезда любви” (кстати, почему до сих пор на нем не было членов СТАН?). И то этим пользуются лишь участники исполнительского конкурса - чтецы классической поэзии, прозы, драматургии... А вот своё по-прежнему читают “по-прежнему”. Вышел “ноги еле волоча” и – бу-бу-бу, - да еще и со “шпаргалки”, нередко черновой: мятой и исчерканной. Да вы же не папе-маме показываете только что “родившийся” опус, а вроде как на сцене стоите!..
В СТАН чтение “с листа” или из сборника не считается слабостью. Бывают и такие стихотворения, в переплетениях чьих сверхсложных строк без бумажки не разберешься и наизусть их не выучишь. Но большинство блистало своими творениями по памяти. Предыдущее предложение покажется критикам “корявым” – ан нет. Именно это я и хотела сказать.
Блистали своими творениями. Такое еще надо было сотворить... В культурологии описываемый жанр именуется синкретическим искусством.  Симбиоз поэзии, музыки, театра... шаманства, колдовства, магии...
Особенно сильными мне показались представленные Ярославом Минкиным и Даной Шакаловой десятиминутные театрализованные постановки “Камасутра” (на стихотворения Даны) и “Тузла” (на тексты Ярослава). Не побоюсь заявить: если бы кто-то взялся написать большую пьесу о событиях на злосчастном острове, то вряд ли бы ему удалось передать больше, чем передано в этой малой сценке, состоящей из нескольких десятков строк и...  “гениального” визга перепуганной стрельбой героини. Едва ли на каком-нибудь крымском творческом вечере (даже молодежном) кто-нибудь решился так правдиво, душераздирающе закричать – смутила бы обстановка, зрители, приличия. Но здесь – театр, максимальная приближенность к жизни. Зрителей – нет. Есть автоматные очереди... Поэтому и гениален этот вопль отчаяния, поэтому и потрясают эти простые (“с листа” даже слабоватые) строки. Скажу честно: как хочется такой же искренности во время выступлений в наших литературных клубах! Нет, не призываю к анархии, “разброду и шатанию”, но творчески самовыражаться, не боясь мнений “княгинь Марь Алексевен” от литбомонда – призываю!
Нельзя не отметить и другие выступления. Любовь Якимчук – в костюме украинской девушки-осени – прочла подборку своих украиноязычных стихов-співов, сложившуюся в поэму-думу. Авангардные элементы, звукоподражания вроде бы не вписывались в задуманный образ, но... такова осень ХХI века, такова любовь ХХI века, такова и поэзия такого века - без этого, казалось бы, уже нельзя.
Но на сцене снова Дана Шакалова, в свободной белой одежде. Звучит поэма «Сварог». Никакого авангарда – древний русский напев, плач, заклинание. Дана достигает эффекта без часто имеющего в таких случаях место, а потому и предсказуемого использования старославянизмов и былинных оборотов. Язык – современный русский литературный. Но зритель – там, за далью веков, когда еще… Но что это? Сварог и современен, вечен, - он, солнце, «греет трамваи и улицы»… Не стану подробно описывать, с какой силой передала юная исполнительница горе матери, у которой по сюжету поэмы трагически погиб сын – напомню только, что для Даны зрителей - нет.
Ни один из представленных молодых поэтов-исполнителей не является профессиональным актером, никто не посещал даже театральных студий. Постановки делаются за два-три дня. Эффект же - небывалый. Да, профессиональные театральные деятели заметили бы явное переигрывание, сверхэмоциональность, неестественность до противоестественности (особенно в передаче горя и боли). Но именно это и является задачей юных поэтов – сверхэкспрессия. «Услышь меня, зритель!!!» Потому что их творчество относится к самому искреннему, эмоциональному и надрывному на настоящее время поэтическому направлению – футуризму.
О футуризме говорилось много. Не хочется повторяться. Хотелось бы только коротко ответить на одно из обвинений, предъявляемых этому направлению, а именно - в «юношеском максимализме». Мол, писать о мировой боли и горе, да еще яркими до рези в глазах (хотя и в большинстве своем – черными) красками, да широченными мазками, поэтически кричать «во всю ивановскую» – сие и есть «юношеский максимализм». Но разве знаменитая «Герника» - не о боли и горе? Но разве не ярки краски и не широки мазки самой, пожалуй, пронзительной, картины Брюллова - «Последний день Помпеи?». А ведь эти художники были далеко не юношами…
Не юна и самая сильная поэтесса СТАН - Елена Заславская, - но ее строки рваны, сбиты, резки – футуризм. У нее уже много наград, публикаций и прочего, но она не отказывается от того литературного течения, которое избрала ее душа. Хотя, Елена читает стихи просто, без костюма и жестов. Пожалуй, после надрывных выступлений юных это - как раз то, что нужно для плавного перехода к отдохновению испытавшей катарсис душе зрителя. А отдохнули мы душой, слушая стихотворения Александра Сигиды (с философским и политическим уклоном), Анатолия Грибанова (интересные социальной тематикой), Артема Шевченко (созданные на неожиданных ассоциациях и тонко подмеченных деталях), Александра Хубетова (веселые и добрые, подкупающие юмором) и других поэтов, молодых и не очень, авангардных и традиционных.
Автор этих строк выступала как почетный гость. Стихотворения сами сложились в цикл-подборку; руки, глаза, все тело захотели принять участие в их исполнении. Поневоле (но ведь это и было истинной волей!) чтение превратилось в подобие сценической постановки. Стихи понравились, но такая их подача никого не удивила – все к этому привыкли, а позже не могли поверить, что в Крыму подобная манера исполнения почти не практикуется.
Закончилась акция призывом «Все – на выборы!» и традиционным у творческих людей (не грешить же на одних литераторов!) фуршетом.
…Мне была предоставлена возможность еще два дня жить в Луганске, общаться с городом, знакомиться с новыми поэтами, участвовать в СТАНовских творческих «квартирниках» (которые, кстати,  у них называются по-своему – «цивильниками»), до глубокой ночи говорить о литературе, читать и слушать стихи. В процессе общения было выяснено следующее: аббревиатура СТАН расшифровывается как Свободная Творческая Академия Новаторов - и свое название она вполне оправдывает. Почти все члены оной Академии – студенты Луганского Национального Педагогического Университета: филологи или учащиеся особого факультета -  “літературна творчість” (и существуют же такие факультеты! Нам бы тоже не помешал).
В Луганске действует еще два литературных клуба. Это Дом творчества «Cвітлиця» - там собираются поэты и писатели старшего возраста, луганские мэтры, в литературной гостиной под названием «Деевский салон» (поименованный так в честь поэтессы Людмилы Деевой, много лет бывшей его «хозяйкой»). Это также «Глагол» - студия для самых юных: тех, кто только начинает учиться стихо-творению. Повзрослевшие «глаголята», что совсем не удивительно,  пополняют ряды СТАН.
Ни газет, ни журналов, где могли бы публиковаться поэты, как молодые, так и маститые, в самом Луганске (по официальным сведениям) нет. «Выручает» Донецк с его толстым журналом «Дикое поле» и литературной газетой «Отражение», и Канев с  альтернативным трехъязычным «журналом для всех форм самовыражения» «Склянка часу» и «Антологією сучасної новелістики та лірики”.  Но чувствуется – откровенно чувствуется – замкнутость луганского поэтического пространства. Потому и стремятся с такой силой молодые творческие луганчане к дружбе с такими же крымчанами, к обмену идеями, эмоциями и – возможностями для публикации своих произведений. Надеюсь, этот очерк станет хорошим началом знакомства крымчан и СТАНовцев. А там...
Для этого уже есть почва. Каждые полгода (а литобъединение действует уже 5 лет), а то и чаще, Академия Новаторов выпускает на собственные средства маленькие, компактные, оригинально оформленные, часто имеющие эпатажные названия сборники. Чего стоят, например, титульные листы: «Солнечное сплетение», «Зона земледелия», «Приворотное зелье», «Часовой механизм», «Неделимое», «Субстанция слова», «Особые приметы – хвост» и уже названный выше «Эпицентр»?
Последний выпущенный молодыми поэтами Луганска сборник называется «Повторение недосказанного». В нем, кстати, опубликованы стихотворения яркого юного крымского дарования Евгении Барановой – дружба СТАН и «МЫ» уже принесла свои плоды! Интересно, каким будет название следующего сборника, где будет напечатана подборка моих стихотворений?
Но ценно все-таки не название, а содержание. Оно у сборников СТАН всегда  неоднозначное, спорное – и это главное, потому что если твое творчество и хвалят до «воскурения фимиама», и ругают так, что «дым коромыслом»,  -  значит, ты действительно создал что-то, заслуживающее большого внимания, интересное и нужное. Нужное на долгие времена, несиюминутное. Нетленное.



Опублiкованi матерiали призначенi для популяризацiї жанру поезiї та авторської пiснi.
У випадку виникнення Вашого бажання копiювати цi матерiали з серверу „ПОЕЗIЯ ТА АВТОРСЬКА ПIСНЯ УКРАЇНИ” з метою рiзноманiтних видiв подальшого тиражування, публiкацiй чи публiчного озвучування аудiофайлiв прохання не забувати погоджувати всi правовi та iншi питання з авторами матерiалiв. Правила ввiчливостi та коректностi передбачають також посилання на джерело, з якого беруться матерiали.


Концепцiя Микола Кротенко Програмування Tebenko.com |  IT Martynuk.com
2003-2024 © Poezia.ORG

«Поезія та авторська пісня України» — Інтернет-ресурс для тих, хто відчуває внутрішню потребу у власному духовному вдосконаленні